Александр Бельский: «Рост доходов Петербурга – это не «Газпром» и СВО, а новые направления»

Председатель заксобрания Петербурга – о доходах городской казны и предстоящих выборах губернатора
Александр Бельский /Пресс-служба Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Правительство Санкт-Петербурга поставило перед собой задачу к 2030 г. увеличить доходы бюджета города до 2 трлн руб. Об этом губернатор Александр Беглов заявлял 14 мая во время ежегодного отчета перед депутатами заксобрания. Напомним, что в 2019 г. власти города ставили задачу получить более 1 трлн руб. доходов городской казны к 2024 г. Но этого результата удалось достичь уже по итогам 2022 г. В 2023 г. доходы бюджета города составили 1,148 трлн руб.

«Ведомости Северо-Запад» поговорили с председателем Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александром Бельским о том, как он оценивает планы по увеличению доходов, помогут ли в этом «Газпром» и рост гособоронзаказа, видит ли он себя на месте губернатора Северной столицы, и есть ли шанс разморозить закон о КРТ и получить прибыль от сервисов кикшеринга и каршеринга.

– Губернатор Александр Беглов 14 мая отчитался перед заксобранием. Были озвучены результаты работы за последние пять лет и поставлены амбициозные задачи. В том числе по наращиванию доходов бюджета Петербурга до 2 трлн руб. к 2030 г. Как вы оцениваете эти сроки?

– Эта задача с продолжительным, но реальным горизонтом планирования. Я могу вам честно сказать, что более скептически относился к первому «бюджетному триллиону», о котором губернатор говорил в 2019 г. Тогда многие не ожидали таких результатов. Сейчас вполне понятно, каким образом мы будем к этому двигаться, какие ресурсы будут задействованы.

Мы видим, как изменилась структура нашего бюджета, как эффективно правительство города работает с федеральным центром, какие серьезные денежные средства выделяются нашему городу. Мы видим запуск мегапроектов в Петербурге, которые в том числе будут подтягивать другие проекты, и город будет развиваться. Так что в перспективе эта цель, на мой взгляд, понятна и достижима.

– Но 1 трлн руб. был досрочно получен во многом из-за сверхдоходов от «Газпрома». За 2023 г. компания получила 629 млрд руб. убытка. Как это отразится на казне города?

– Мы достигли первого триллиона уже без «Газпрома». Компания ушла, она ведь консолидированный налогоплательщик, теперь ее средства идут в федеральный бюджет. Мы прекрасно понимаем, что «Газпром» пришел, один период отработал хорошо, другой – в убыток, и нам даже часть средств пришлось вернуть.

- А сколько?

- Это уже не ко мне вопрос, а к Алексею Алексеевичу [Корабельникову]. «Газпром» для нас действительно очень важен, но неправильно будет утверждать, что город достиг своих финансовых результатов только за его счет. Это не так.

– Кроме того, что есть планы по наращиванию доходов, стремительно увеличиваются и расходы. Губернатор анонсировал сразу несколько новых видов поддержки, включая отмену платы за детские сады. Прорабатывался ли этот вопрос заранее с законодателями? Насколько это увеличит расходы на «социальный» бюджет города?

– Предложения, которые сделал губернатор, появились благодаря тому, что городской бюджет уже существенно нарастил свои доходы. Это плановая работа, исходя из которой мы видим, что у нас появляются новые возможности. В нынешней структуре бюджета уже более 25% заложено на развитие города – это очень серьезные деньги. Наша главная задача – правильно и рачительно распределить средства, в первую очередь – на социальную составляющую.

Расходы бюджета действительно вырастут. По самым первым прикидочным подсчетам, бесплатные детские сады на первое учебное полугодие с 1 сентября 2024 г. обойдутся городу примерно в 2 млрд руб. Для сравнения: сейчас много петербургских детей – это 16 категорий – имеют право на льготный или бесплатный отдых в оздоровительных лагерях. Общий объем финансирования этой статьи расходов – порядка 3,5 млрд руб.

Мы рассматриваем вопросы исходя из поручений президента, которые он дал, объявляя 2024-й – Годом семьи. В работе – порядка 18 инициатив. Сейчас мы обсуждаем их с городским правительством. Это вопросы, связанные с многодетными семьями и студентами. Мы ведь претендуем на то, что Петербург еще и студенческая столица. Может быть, это проблемы напрямую и не ассоциируются с семьей, но ведь всем понятно, что студенты, как правило, живут на содержании своих родителей, которые отправили их учиться в наш город или с которыми они живут здесь. Так что и здесь надо поработать.

– Не получится ли так, что сейчас наша экономика на подъеме благодаря государственным вливаниям в военно-промышленный комплекс (ВПК), импортозамещающее производство, но в какой-то момент доходы перестанут расти? А увеличивающиеся социальные расходы придется исполнять…

– Да, СВО, несомненно, сыграла свою роль в росте городской экономики. Но если мы говорим о доходах Петербурга в целом, то это дифференцированные поступления. Достаточно большое количество населения у нас вовлечено в туриндустрию – порядка 400 000 человек, включая смежные отрасли. У нас неплохо развивается промышленность, и не только оборонная. Мы настроены на развитие новых направлений, например, фармацевтики. Мы открываем новые площадки, экономические зоны, в которые привлекаем в том числе высокотехнологичные компании и ИТ-бизнес. Поэтому я бы не сказал, что мы строим наши расчеты только на оборонзаказе. Хотя это, конечно, очень важное и по-настоящему перспективное направление.

Исходя из геополитической ситуации в мире, вряд ли можно предположить, что вектор в ближайшее время серьезно изменится. Конечно, СВО закончится. Не сомневаюсь, что именно нашей победой. Но это не значит, что можно будет расслабиться и забыть об укреплении обороноспособности нашей страны. Мы уже видели, к чему это может привести. Чтобы у России была возможность стабильно развиваться, ей необходимо быть сильной во всех отношениях. Так что этот сектор нашей экономики будет и дальше очень активно работать. Конечно, доходы от него могут снизиться, но это не значит, что произойдет серьезное падение доходов у города.

– В этом году Владимир Путин, можно сказать, стремительно запустил реализацию сразу нескольких глобальных инфраструктурных проектов, в которых Петербургу также придется принять финансовое участие и выделить бюджетные средства. Готова ли законодательная и бюджетная база, или будут приниматься какие-то изменения в законодательстве, чтобы можно было выделить средства на эти проекты?

– Мы к этому готовы. Речь идет о новом скоростном диаметре, новых развязках, скоростной железнодорожной трассе между Петербургом и Москвой. Будут вкладываться и федеральные, и городские средства. Но мы должны понимать, что деньги, которые мы тратим, к нам вернутся. Развитие инфраструктуры прежде всего увеличивает потенциал нашего города – и туристический, и промышленный, создает условия для появления новых инвесторов, которые будут приходить с новыми проектами. С экономической точки зрения мы не видим каких-либо проблем.

– Будет ли в связи с этим корректироваться бюджет на 2024 г.?

– Будем смотреть. Там, где потребуется корректировка бюджета, мы обязательно ее сделаем. Не обязательно это будут точечные изменения. Скорее может быть увеличена доля бюджетных ассигнований, например, на развитие города в целом. Сейчас в бюджете на это заложено 25%. Бюджет будет увеличиваться – будут расти и эти 25%. Мы спокойно и с оптимизмом смотрим в этом направлении.

– В рамках бюджета хотелось бы поднять тему метро. В этом году после длительного перерыва ожидался ввод сразу трех станций, но пока заявлено об одной – «Горный институт». Ранее в расходную часть бюджета на 2024 г. были заложены траты в объеме около 30 млрд руб. Но власти много раз говорили, что расходы будут увеличены, как только «Метрострой Северной столицы» выйдет на плановые показатели и сможет эффективно оценивать средства. Это уже произошло? Стоит ли ждать увеличения вливаний в строительство метро?

– То, что касается метрополитена, я об этом уже говорил, но повторюсь. Сколько денег у нас запрашивает правительство города на строительство метрополитена, сколько могут освоить строители – столько мы и выделяем. Действительно, были серьезные проблемы со щитом, который устанавливали и перезапускали. Были инфраструктурные проекты, связанные с тем, что компания, которая занималась строительством метро, обанкротилась. Поэтому надо было открывать новую компанию, менять подходы.

Мы прекрасно понимаем, что, при всем уважении к другим профессиям, метростроевец – это особая история. Мы говорим о вопросах безопасности, технологиях и опыте, которым обладают люди. Люди – это наш главный капитал, здесь это явно проявляется. Фактически мы заложили фундамент, докупили запасные части щита. Сейчас встраиваемся в плановую работу исходя из тех параметров, которые были заложены в Генплане о количестве станций, которые должны будут открываться до 2030 г.

– Перейдем к теме выборов. Какие изменения на выборах губернатора будут в этом году?

– Мы приняли пакет документов по выборам в этом году. Много технических моментов, откорректировали положения об иноагентах. Из важного можно выделить уход иностранных наблюдателей с региональных выборов. Кроме того, во время кампании кандидаты смогут использовать до 30% избирательного фонда еще до регистрации. Например, на оплату подписных листов.

– Мы уже знаем, что вновь не будет применяться электронное голосование.

– Нет, не будет. Если говорить о выборах губернатора, то избирком принял решение о трехдневном голосовании. Этот формат показал себя очень удобным для всех. Все-таки мы должны дать людям возможность проголосовать не только в выходной день, как это было раньше. Тем более что Единый день голосования у нас приходится, как правило, на первую декаду сентября. Соответственно, люди еще на дачах, кто-то в отпуске. Поэтому хотелось бы, чтобы было принято решение о трехдневном голосовании. Это, наверное, и есть одно из главных новшеств.

– Все же непонятно, почему 8 из 11 субъектов Северо-Запада уже могут применять электронное голосование, а Петербург – нет.

– Не совсем так. Мы стояли в авангарде внедрения электронных технологий. Предлагали свои ИТ-решения для Центральной избирательной комиссии, которые протестировали несколько лет назад, и были готовы включиться в электронный формат еще при голосовании по Конституции. Вице-губернатор Ирина Потехина защищала наш проект, но нам было отказано. Важно, что часть инициатив, которые были нами предложены, теперь реализуются в общероссийской программе ДЭГ.

Как вы знаете, у Москвы есть собственное решение этого вопроса и собственная региональная система, которая действует независимо от общей платформы. Конечно, мы бы тоже хотели, чтобы наше решение было протестировано, но пока сделать этого не получилось. Поэтому смотрим, как работает электронное голосование в других регионах. Но не забывайте, что мы один из крупнейших субъектов РФ. Нам нужно понять, выдержит ли система те атаки, которые производятся на электронное голосование. В принципе ДЭГ уже зарекомендовало себя достаточно неплохо, и я уверен, что в Петербурге оно применяться тоже будет. Выборы в Государственную Думу РФ, которые состоятся в 2026 г., наверняка будут проводиться уже в электронном формате.

– В течение двух лет парламент Петербурга отказывается снижать муниципальный фильтр для губернаторских выборов. Почему депутаты отказываются понизить этот барьер, ведь он остается одним из самых высоких в стране – 10% муниципальных депутатов в 75% муниципалитетов?

– Я считаю, что такой муниципальный фильтр показал свою эффективность и достаточно хорошо себя зарекомендовал за эти годы. Главные политические силы участвуют в выборах всегда. Если мы говорим о Петербурге, то снижения фильтра в основном просит только партия «Яблоко». Любое меньшинство всегда просит более мягких условий для того, чтобы поучаствовать в тех или иных выборах. Но мне кажется, что система муниципальных выборов в Петербурге достаточно хорошо себя зарекомендовала. Мы видим, что у нас всегда есть конкурентная борьба. Поэтому я не вижу смысла менять то, что и так хорошо работает.

– Раз уж мы затронули партию «Яблоко», скажите, как признание депутата заксобрания Петербурга Бориса Вишневского* иноагентом повлияло на работу заксобрания? Рассматривается ли вопрос лишения Вишневского депутатского статуса?

– Если Борис Лазаревич останется в реестре иностранных агентов, то к концу этого года он должен потерять звание депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Федеральный законодатель дал ему 180 дней на то, чтобы он решил эту дилемму. Я знаю, что Борис Лазаревич подал заявление в суд и будет пытаться оспорить статус «иностранного агента». Но это зависит не от закобрания и не от депутатов, а от судебных органов, которые примут то или иное решение. Если данный статус с него снимут – он продолжит работу в петербургском парламенте.

– Будут ли в этом случае проводиться довыборы?

– Нет, никаких довыборов не будет. Борис Лазаревич является депутатом заксобрания по спискам партии «Яблоко». В заксобрание войдет следующий член партии, который шел в списке.

– Несколько известных политиков в городе уже заявили о своем желании выдвинуться на выборы губернатора. А вы не будете выдвигаться?

– Нет, конечно.

– Почему «конечно»? Вы не видите себя губернатором?

– В данной ситуации – нет.

– А в перспективе?

– В перспективе я хотел бы поработать в заксобрании Петербурга – мне осталось еще два года. А дальше я с удовольствием попробую себя в этом статусе еще раз, если жители города примут решение, что я могу и дальше трудиться в качестве депутата петербургского парламента.

– Один из самых ожидаемых в этом году местных законов – так называемый вопрос о реновации. Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в конце 2023 г. в очередной раз отклонил поправки петербургского парламента к федеральному закону о комплексном развитии территорий (КРТ). На закрытой встрече с журналистами в январе этого года вы сказали, что заксобрание готово подать поправки снова. Есть ли шанс, что их в конце концов рассмотрят?

 – Поправки пока прорабатываются в комитете, этот вопрос контролируют депутаты Госдумы от Петербурга. Достаточно много ведется переговоров с Минстроем в рамках думских комиссий и комитетов. К сожалению, мы на это повлиять пока не можем. Все, что можно было сделать с нашей стороны, мы сделали. Прошли Совет законодателей и отправили свою поправку в ГД РФ. Пока мы работаем в этом направлении, отказ пока не получили. Поэтому пытаемся решить этот вопрос всеми возможными способами.

– Если поправки не пройдут федеральный уровень, значит ли это, что закон на региональном уровне останется замороженным?

– Закон на уровне региона принят – он есть, но заморожен по инициативе губернатора. Пока мы прорабатываем разные решения. Здесь важно учесть интересы жителей. Основные моменты, если вы помните, касаются включения домов в план по КРТ только с согласия жителей. Второй важный вопрос – это территориальная близость расселения, чтобы новый дом находился в том же районе города, где сегодня живут люди. Это понятные требования: у многих дети ходят в школы возле дома, социальные работники ездят к нашим ветеранам, пенсионерам. Люди хотят посещать те же поликлиники и больницы, к которым привыкли. Наша задача тем или иным образом решить эти вопросы. Думаю, что к концу года у нас уже будут какие-то результаты.

– Есть еще ряд законодательных инициатив, с которыми заксобрание будет выходить на федеральный уровень – это регламентирование рынка кикшеринга и каршеринга. С инициативами выступил губернатор. ГИБДД прорабатывает возможность запрета передвижения электросамокатов по тротуарам. Но город также хочет получать с них какой-то доход. Как это планируется реализовать?

– Сейчас город не получает вообще ничего – только наша инфраструктура страдает. Всем известно, что основные компании зарегистрированы в Москве. Все налоги, связанные с кикшерингом и каршерингом, тоже идут в Москву. Наш основной посыл, который мы адресуем федеральному законодательному органу – доходы должны быть распределены между регионами. Сейчас они получают только нагрузку на свои бюджеты – должны ремонтировать дороги, искать места для парковки и т. д. По сути, достаточно активно работает целая отрасль, а мы от нее получаем только расходы. Это неправильно.

– Оценивали, сколько примерно доходов мы не получаем от кикшеринга и каршеринга?

– Мы даже не можем оценить, потому что такие данные есть только в Москве. Они считаются в валовом обороте, и какой-то конкретный регион выделить невозможно.

– Поддерживается ли эта инициатива на федеральном уровне?

– Есть понимание, что это является определенной проблемой, в том числе социальной, фактически во всех регионах и крупных городах. Не только мы выступаем за это – нас поддерживают все регионы. Поэтому Государственная Дума рассматривает вопрос о том, чтобы изменить в том числе распределение налогов. Мы готовим инициативу совместно с правительством города и нашим профильным комитетом. Была создана рабочая группа с участниками из городов федерального значения, где есть коллеги из Севастополя и Москвы. Мы достаточно неплохо продвинулись в этом направлении. Инициативы будут сформированы до конца 2024 г.

– Еще одна широко обсуждаемая сегодня тема – отмена программы льготной ипотеки с 1 июля. На региональных уровнях начали активно обсуждать различные отраслевые программы поддержки. В том числе речь идет о поддержке системообразующих предприятий, компенсирующих своим сотрудникам средства на первоначальный взнос или на выплату процентов по ипотеке в обмен на налоговые льготы от властей. Обсуждается ли поддержка для таких предприятий в Петербурге?

– Пока мы такие программы не рассматривали. Это нужно делать осторожно, потому что это большая нагрузка на бюджет. Мы только в этом году выходим на плановую работу по программе обеспечения жильем многодетных семей, сирот и других социальных групп. Мы также должны понимать, что у нас большое количество коммунальных квартир, которые еще не расселены. У города достаточно серьезный блок финансовой нагрузки с точки зрения жилья.

- Речь может идти не о прямом финансировании, а о налоговых льготах для компаний, которые внедрят такие программы.

– Налоговые льготы – это, по сути дела, те же деньги из бюджета. То есть мы недополучаем прибыль будущих периодов. Поэтому этот вопрос дискуссионный. И здесь в первую очередь финансовый блок правительства города должен сделать расчеты и дать свои рекомендации. Мы пока даже не можем оценить объем средств, который может понадобиться на такую программу. Но даже без расчетов понятно, что это будет очень большой объем.

*Признан Министерством юстиции России иностранным агентом