Смольный предложил ужесточить требования к кикшерингу на федеральном уровне

Компании могут обязать отчислять налоги в казну Петербурга и оплачивать парковку электросамокатов
Общее количество самокатов в Петербурге в 2024 г. выросло до 48 000 /Freepik

Правительство Санкт-Петербурга в ближайшее время внесет в городской парламент на рассмотрение проект федеральной законодательной инициативы по регулированию кикшеринговых сервисов. Об этом сообщил губернатор Петербурга Александр Беглов в ежегодном отчете за 2023 г. перед депутатами Законодательного собрания.

По словам Беглова, проблема кикшеринга заключается в росте нарушений ПДД. Напомним, что с 1 мая текущего года в городе патрулируют пешие инспекторы Городского центра управления парковками. Они фиксируют нарушения ПДД пользователями кикшеринга. Только за неделю их работы было выявлено 380 нарушений.

При этом за 9 месяцев 2023 г. в Петербурге число аварий с участием СИМ выросло до 2647, что в 2,1 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За этот период скончались четыре человека.

Беглов также подчеркнул, что кикшеринговые операторы не платят налоги в бюджет Петербурга, поэтому все расходы за поддержание инфраструктуры ложатся на городскую казну.

Именно поэтому Смольный предложит на законодательном уровне ограничить зоны движения электросамокатов и запретить им движение по тротуарам. Кроме того, Беглов заявил о необходимости обязать кикшеринговые компании зарегистрироваться в Петербурге для уплаты налогов в казну города и ввести оплату за парковку электросамокатов.

Напомним, что на данный момент Смольный с 2021 г. ежегодно подписывает соглашения с кикшеринговыми компаниями о правилах пользования самокатов. Они считаются более «жесткими» по сравнению с ПДД. В этом году договор был подписан с Whoosh, «Яндекс» и Urent.

Так, максимальная скорость самокатов ограничена до 20 км/ч, на 133 улицах скорость ограничена до 15 км/ч, а в 7 зонах –  до 10 км/ч, еще в 31 зоне запрещено движение СИМ (средства индивидуальной мобильности). Кроме того, кикшеринговые сервисы самостоятельно вводят дополнительные ограничения, например, с этого года компании с помощью ИИ отслеживают поездки двух и более пассажиров и снижают их скорость.

В Петербурге инициативная группа жителей пыталась в этом году также провести референдум о запрете арендных электросамокатов в Центральном районе города, но их заявку отклонила городская избирательная комиссия.

При этом спрос со стороны петербуржцев и гостей города продолжает расти. Так, по итогам прошлого года количество поездок на арендованных электросамокатах в Петербурге достигло 25 млн, что в 5 раз больше по сравнению с 2021 г. А общее количество самокатов в 2024 г. выросло до 48 000, такие данные приводил комтранс.

«Ведомости Северо-Запад» направили запросы в кикшеринговые компании, но в пресс-службе Whoosh и Urent отказались комментировать предложенные Бегловым инициативы.

В пресс-службе «Яндекс Go» сообщили, что компания совместно с городскими властями уже принимает участие в организации городского пространства Санкт-Петербурга, например, определяет места, где самокатам ездить запрещено или можно, но с дополнительными ограничениями скорости. «Сервис и дальше готов участвовать в городском благоустройстве, например, определении парковочных мест, их отрисовке и и организации, обновлении запретных для катания зон», — прокомментировали в компании.

Однако в пресс-службе не стали комментировать инициативы по введению платной парковки и уплате налогов в городской бюджет.

Транспортный аналитик Владислав Булгаков рассказал, что предложенные городскими властями инициативы в части налогообложения, скорее всего, отклонят. «В России консервативный подход к изменению перечисления налогов, поэтому такую инициативу могут отклонить», — считает эксперт.

По его мнению, самокатам также не запретят движение по тротуарам из-за недостаточно развитой инфраструктуры. «Логичнее продолжать ограничения и развивать сеть велодорожек, чтобы безопасно выводить самокаты с тротуаров», — резюмировал Булгаков.

Более половины опрошенных сервисом Urent респондентов не хотят ездить по дорогам общего пользования из-за страха, что их собьет машина, а другая часть пользователей указывала, что пользуются тротуарами из-за отсутствия необходимой инфраструктуры.