Во Владивостоке состоялся «Морской конгресс – Дальний Восток», в котором приняли участие более 1500 делегатов – представителей бизнеса, власти и науки. Конгресс проходил с 30 по 31 мая 2024 года в главном кампусе Дальневосточного федерального университета при официальной поддержке Правительства Приморского края.
Центральной темой диалога в рамках деловой программы стал разворот России с Запада на Восток и усиление роли Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона во внешнеэкономической политике РФ применительно к отрасли судостроения и судоходства.
Пленарное заседание «Дальний Восток – флагман морской отрасли России в новой системе координат» открыл губернатор Приморского края Олег Кожемяко. В своей речи он представил итоги работы морской отрасли края за последний 4 года, подчеркнул, что объем судостроительных работ вырос на 29%, составив 33 млрд руб. При этом за период с 2020 года приморские судостроители выпустили 49 судов различных классов и назначения. Глава Приморья также предложил подумать над установлением требований к предприятиям, рыбачащим на Дальнем Востоке. Такая мера послужит стимулом к развитию судостроительных и судоремонтных предприятий, улучшению конкурентоспособности, сохранению кадрового потенциала, считают краевые власти.
Первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, выступая на пленарном заседании, сообщил о том, что круглогодичная навигация в восточном секторе Северного морского пути (сюда относятся море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря) начнется до конца 2024 года.
«Ключевым вызовом для достижения намеченного объема грузопотока по СМП является обеспечение своевременного строительства всех планируемых судов грузового и ледокольного флота в условиях санкционных ограничений, – подчеркнул он. – Сегодня в акватории СМП работает 10 ледоколов, семь из которых атомные. Общая потребность для наших ключевых инвестиционных проектов в Арктике составляет более 120 судов, их строительство предусмотрено в перспективном плане до 2035 года».
Деловая программа Конгресса включала 30 мероприятий, на которых выступили более 220 спикеров. Участие в дискуссиях приняли ведущие российские и международные эксперты, а также руководители крупнейших предприятий в сфере судостроения, судоремонта, судоходства, портовой деятельности, морской логистики и добычи водных биологических ресурсов, железнодорожных операторов и грузоотправителей.
На сессии, посвященной реализации мер господдержки для увеличения объемов доставки рыбной продукции по Севморпути, участники обсудили стоящие перед отраслью проблемы, задачи и пути их решения. Член комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Людмила Талабаева отметила, что в современных условиях санкционного давления Россия должна развивать судостроение и увеличивать долю судов российского производства на внутреннем рынке. Участники дискуссии проанализировали проблемы, с которыми сталкиваются компании, занимающиеся доставкой рыбной продукции по Севморпути, а также обсудили задачи и решения по реализации необходимых мер господдержки. В ходе обсуждения были рассмотрены способы улучшения прибрежной инфраструктуры, варианты оптимизации транспортной логистики, возможности для повышения эффективности операционных процессов доставки, что в совокупности позволит сделать этот маршрут более привлекательным для участников рыбопромышленной отрасли. Завершая дискуссию, Людмила Талабаева подчеркнула, что многие предложения, высказанные на круглом столе, озвучит на федеральном уровне.
На площадке Конгресса было представлено более 30 регионов России – от Калининграда до Сахалина. В деловой программе участвовали правительственные делегации из Москвы, Хабаровского края, Приморского края, Республики Саха, Архангельской области, Камчатского края.
На Конгресс приехали более 130 иностранных участников. Самую представительную делегацию направил Китай. Также в работе Конгресса приняли участие делегаты из Индии, Кореи, Индонезии, Малайзии, Мьянмы, Казахстана и Беларуси. В международный блок деловой программы были включены несколько мероприятий, среди них стратегическая сессия «Международное сотрудничество в судостроении и судоходстве: приоритеты и потенциал АТР», практическая сессия «Успешный бизнес с Китаем: как это работает», а также международные бизнес-диалоги «Россия – Китай» и «Россия – Индия». Генеральный консул КНР в г. Владивостоке г-жа Пяо Янфань и генеральный консул Республики Индия в г. Владивостоке Гаурав Сиддартх выступили на пленарном заседании.
Также на площадке Конгресса состоялась встреча губернатора Приморского края с деловым сообществом российских регионов. Встреча прошла в рамках клуба морских губернаторов – новой коммуникационной платформы, организованной компанией «НЕВА-Интернэшнл». В дискуссии приняли участие представители департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России, Росморпорта, Российского морского регистра судоходства, а также топ-менеджеры ССК «Звезда», ОСК, Центра технологии судостроения и судоремонта, КМП, Строительной дноуглубительной компании, Находкинского судоремонтного завода и компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл».
На полях Конгресса подписано 16 соглашений о сотрудничестве.
В поддержку мероприятия была развернута выставочная экспозиция площадью 3500 кв. м с участием 60 экспонентов, российских и иностранных организаций морской индустрии. Губернатор Приморского края Олег Кожемяко совершил официальный обход и осмотр экспозиции. Наибольший интерес у него вызвали стенды ССК «Звезда», Транспортной группы FESCO, Российского морского регистра судоходства, ДЦСС и объединенного стенда Правительства Приморского края с участием 16 крупнейших предприятий морской индустрии Приморья.
Национальный павильон Китая, новая уникальная локация Конгресса, собрал крупнейших производителей и поставщиков, заинтересованных в налаживании сотрудничества с российскими компаниями, для гостей проводились чайные церемонии.
Для эффективного взаимодействия российских и зарубежных участников работал Центр деловых контактов, организованный совместно с Росморпортом. При поддержке ФГУП «Росморпорт» в лаунж-зоне была организована фотовыставка, иллюстрирующая основные направления деятельности предприятия с акцентом на проекты, реализуемые сегодня на Дальнем Востоке.
Для делегатов Конгресса были организованы бизнес-экскурсии на крупнейшие предприятия региона: судостроительный комплекс «Звезда», Владивостокский морской торговый порт (ключевой стивидорный актив Транспортной группы FESCO), Дальневосточный морской тренажерный центр при МГУ им. адм. Г. И. Невельского и рыбоперерабатывающий завод «Русский Минтай» (входит в состав Русской рыбопромышленной компании). Около 300 участников смогли попасть на экскурсии в дни проведения мероприятия.
Таким образом, Морской конгресс стал главной отраслевой площадкой для демонстрации потенциала судостроительной промышленности и логистического комплекса России в целом и Дальнего Востока в частности, а также для продвижения продукции и услуг отечественных предприятий на внутреннем и внешнем рынке Мероприятие освещали более 100 аккредитованных журналистов из федеральных и региональных СМИ, сред них – ТАСС, «Интерфакс», РБК Приморье, ГТРК «Владивосток», Общественное телевидение Приморья, ОТР, ОТВ, Китайское информагентство «Синьхуа», Медиа-группа «ПортНьюс», Информационное агентство «Медиапалуба» и др.
Беспрецедентное для региона конгрессно-выставочное мероприятие провела компания «НЕВА-Интернэшнл», организатор крупнейшей отраслевой выставки «НЕВА».
Титульными партнерами Конгресса стали такие лидеры отрасли, как ССК «Звезда», Транспортная группа FESCO, Дальневосточный центр судостроения и судоремонта и Российский морской регистр судоходства. Стратегическим партнером выступила Корпорация морского приборостроения, партнерами деловой программы – Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), ФГУП «Росморпорт», Российская палата судоходства, Индийская палата международного бизнеса (ICIB), отраслевой центр «Маринет», компания «Аскон», HeadHunter, Дальневосточный федеральный университет, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Высшая школа экономики. Генеральными информационными партнерами выступили ТАCC и «Корабел.ру».
В следующий раз «Морской конгресс – Дальний Восток» состоится в 2026 году, что закреплено соглашением между Минпромторгом Приморского края и компанией «НЕВА-Интернэшнл».
Кроме того, стали известны даты ближайших мероприятий «НЕВЫ-Интернэшнл». Так, компания станет соорганизатором II Форума «Арктика – Регионы», который состоится 8–9 августа 2024 года в Архангельске. А 24–25 сентября 2024 года в Москве пройдет Всероссийский Морской конгресс.