В рамках первого дня международной выставки-форума Eurasian Construction Technology, проходящей в Санкт-Петербурге, участникам рассказали о ситуации на рынке лизинга специальной и строительной техники. Тема лизингового финансирования обсуждалась в рамках панельной дискуссии «Развитие и трансформация рынка специальной и строительной техники: факторы, тренды и будущее». Спикером выступил первый заместитель генерального директора ООО «Балтийский лизинг» Антон Сапожков.
Эксперт отметил, что сегмент лизинга строительной техники, пережив кризисный период 2022 года, восстановился и продолжает показываться положительную динамику. Однако в новых экономических реалиях его структура и механизмы партнёрского взаимодействия кардинально изменились. В совокупности с денежно-кредитной политикой важную роль стали играть риски, связанные с санкционным давлением, нарушением новых логистических и платёжных цепочек с зарубежными поставщиками.
В собственной статистике «Балтийский лизинг» зафиксировал рост объёмов нового бизнеса в сегменте строительной и дорожно-строительной техники на 22% в первой половине 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Согласно опубликованному актуальному рэнкингу агентства «Эксперт РА», по этому показателю компания занимает 5 место среди крупнейших игроков лизингового рынка. По состоянию на сегодняшний день наибольшая доля переданного в лизинг имущества в категории «спецтехника» приходится именно на дорожно-строительную технику – 52%.
«Сохранение и рост спроса во многом обеспечены тем, что государство продолжает реализацию масштабных инфраструктурных проектов на территории всей страны. Создание промышленных кластеров и активное развитие транспортной сети требуют применения большого количества техники разного профиля, 80% из которой на текущий момент приобретается в лизинг», – объяснил эксперт.
С точки зрения географии поставок акцент сильно сместился в сторону производителей из стран Азии и Ближнего Востока. В продолжающейся экспансии китайских брендов начинает более явно просматриваться важная положительная черта – стремление производителей локализовать свой продукт с учетом потребностей российских клиентов с адаптацией под климатические и региональные особенности. Параллельно с этим существенно возросла конкурентоспособность отечественных компаний, которые активно борются за долю рынка строительной и специальной техники, используя лизинг как эффективный инструмент реализации продукции. Это хорошо видно на примере самосвалов и тягачей российского производства.
Важным фактором поддержки рынка строительной и специальной техники, по словам Антона Сапожкова, остаются государственные программы льготного лизинга, а также специальные предложения, которые реализуют лизинговые компании совместно с производителями и поставщиками продукции. По мнению эксперта, создание привлекательного лизингового продукта должно выходить за пределы классического финансирования покупки техники. В этом ключе показательным является свежий партнёрский кейс «Балтийского лизинга» по выводу на рынок услуги лизинга газобаллонного оборудования. Продукт предполагает перевод автопарка грузовой или специальной техники клиента на альтернативные виды топлива «под ключ» с возможностью использования сразу нескольких льгот: субсидии до 1 млн рублей от Министерства энергетики на техническое переоборудование транспортного средства, а также субсидии до 2 млн рублей и скидки 20% на топливо по партнёрской программе. Решение соответствует современным ESG-трендам и имеет реальную бизнес-эффективность, позволяя снизить затраты на ГСМ более чем на 20%.
«В ситуации с не самым благоприятным экономическим фоном мы должны двигаться в сторону развития лизинговых программ, учиться использовать их по-новому. И здесь речь идёт про более сложные, комплексные и гибкие решения, а не про классические механизмы разового субсидирования. Лизинг – это тот инструмент, который способен в необходимой степени дооснастить и модернизировать технику. Именно так мы можем поддержать нашего клиента, сохранить его производственный потенциал, упростив многие процессы и обеспечив выгоду. Но подчеркну, что такая стратегия может иметь успех только при кооперации и эффективной работе всех заинтересованных сторон – производителей, дилеров, лизинговых компаний», – резюмировал Антон Сапожков.