В государственную собственность изымают участки на месте соединения ЗСД с Широтной магистралью

На территории будущего строительства должны снести 232 здания, КГИОП верит, что памятники культуры не пострадают
В зоне строительства магистрали – станция Цветочный пост, откуда в марте 1918 г. члены Совнаркома уехали в Москву /Лидия Верещагина

На подключение Западного скоростного диаметра к Широтной магистрали скоростного движения комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ) выделил 6,5 млрд руб. Конкурсная документация опубликована на сайте госзакупок 16 марта. Итоги конкурса подведут 15 апреля.

Общая стоимость строительства первого этапа широтной магистрали (это 3,3 км с тремя развязками) составит 27 млрд руб., еще 12 млрд руб. собирались потратить на подготовку территории – так сказано в соглашении о строительстве первого участка магистрали, которое 18 ноября 2020 г. подписали вице-губернатор Максим Соколов, первый зампред правления ВТБ Юрий Соловьев и гендиректор компании ЗСД Константин Попов. Этот участок трассы должны ввести в эксплуатацию на рубеже 2024–2025 гг., тогда же заявил Соколов.

Сейчас КРТИ ищет подрядчика, который должен подготовить территорию к строительству: провести инженерно-геодезические изыскания, вырубить 1035 деревьев, обследовать и снести 232 здания и 255 строений, находящихся в зоне строительства, а также переустроить коммуникации. В его задачи входит и организация дорожного движения на время строительства. Больше всего средств подрядчик потратит на устройство наружных электрических сетей и линий связи – 2,4 млрд руб. На снос зданий заложено 913 млн руб.

Финансирование разбито по годам: в 2021 г. – 1,5 млрд руб., в 2022 г. – 3,9 млрд руб., в 2023 г. – 1 млрд руб.  Выполнить контракт надо не позднее ноября 2023 г.

В зоне будущего строительства есть два исторических объекта. Это здания Офицерской воздухоплавательной школы на Парковой улице, они являются памятниками культурного наследия регионального значения. Учебное заведение готовило командный состав воздухоплавателей и пилотов дирижаблей. Сейчас постройки 1880–1910 гг. находятся в ведении Северо-Западного территориального управления имущественных отношений Минобороны. 

Другой исторический объект – станция Цветочный пост Николаевской железной дороги: отсюда 10 марта 1918 г. члены ЦК и Совнаркома уехали в Москву. Станция имеет статус памятника  культурного наследия федерального значения.

Снести здания с таким статусом сложно, но опасность все равно есть, говорит зампредседателя петербургского отделения Общества охраны памятников (ВООПИиК) Александр Кононов. «По планам, которые назывались в Смольном, эти постройки находились под угрозой сноса, сейчас ситуация принципиально не изменилась. Как и наша позиция – недопустимо уничтожать исторические здания ради строительства дорожной инфраструктуры. Современные технологии позволяют сохранить здания, а не избавляться от них лишь потому, что они находятся на пути трассы, начерченной на бумаге», – говорит Кононов. 

В пресс-службе городского комитета по охране памятников (КГИОП) на вопрос «Ведомостей» ответили, сославшись на проектные материалы, что строительство не должно затронуть объекты культурного наследия.

Параллельно КРТИ ведет работу по изъятию земель для государственных нужд. Всего в зоне строительства 95 земельных участков, они находятся как в федеральной и городской собственности, так и в частном владении. КРТИ должен договориться с 11 частными собственниками и шестью юридическими лицами, которые владеют зданиями на арендованной у города территории. Как сообщили в КРТИ, в госсобственность уже изъяты четыре участка общей площадью свыше 21 000 кв. м. Они находятся на Витебском и Люботинском проспектах, улицах Воздухоплавательной и Кондратенко. Собственникам за эти участки и 11 расположенных на них объектов недвижимости выплачено 584,9 млн руб.

Завершить строительство первого участка Широтной магистрали до 2025 г. вполне реально, оценивает планы Смольного Кирилл Иванов, глава ассоциации «Дормост», объединяющей компании дорожно-мостовой отрасли. Но могут возникнуть и факторы, которые затянут стройку. «Имущественные вопросы, снос зданий, решение проблем с сетями, строительство подъездных и объездных дорог – это не всегда простые решения. Понятно, что вице-губернатор Соколов назвал дату окончания строительства из календарного графика производства работ. Но это достаточно условная информация, которая дает понимание заказчику, но не гарантирует точные сроки».

Общая протяженность Широтной магистрали скоростного движения составит 27,4 км, из них 14,2 км в Петербурге и 13,2 км в Ленинградской области. Стоимость затрат на ее постройку в комитете по инвестициям Петербурга оценивают в 160 млрд руб.

Генподрядчик строительства трассы уже выбран – это российско-турецкая компания «Пуск-Лимак-Север». 18 февраля с ней подписала контракт «Магистраль Северной столицы».

«Пуск-Лимак-Север» зарегистрирован 7 октября 2020 г., учредителями, по данным «Контур.Фокуса», стали компании «Проектное управление строительными контрактами» (49%), «Лимак констракшн» (40%) и «Актив» (11%). «Проектное управление строительными контрактами» на 100% принадлежит банку ВТБ, а «Лимак констракшн» входит в турецкую группу Limak, которая строила восточный выезд из Уфы и аэропорт в Ростове-на-Дону. Конечные бенефициары компании «Актив» являются совладельцами института «Стройпроект» – он разрабатывал проектную документацию для будущей развязки.