Инвесторы ставят на апартаменты

Несмотря на рост цен, апартаменты остаются привлекательным вложением инвестиций
Эффективность от вложений в инвест-отели сейчас может конкурировать с банковскими вкладами /PLG

В Петербурге в 2021 г. зафиксировали рекордный спрос на апартаменты: по итогам трех кварталов было продано 5400 юнитов, сообщили «Ведомостям» в Colliers. Для сравнения: в 2020 г. было реализовано 3800 лотов, а в 2019 г. – 3100.

Традиционное повышение спроса со стороны инвесторов на недвижимость приходится на конец года, говорит представитель группы компаний PLG. Спрос также поддерживается сезонными скидками. Например, сейчас клиенты могут получить скидку до 7%, добавляет собеседник издания.

Начальник отдела инвестиций компании ЛМС Дмитрий Кумановский отмечает, что помимо сезонного спроса рынок апарт-отелей подогревает инвестиционный спрос. Высокие цены на этот вид недвижимости, на аренду и проживание в отелях позволяют обеспечить инвесторам быструю окупаемость вложений. «Обычно в разное время вложения в недвижимость окупаются примерно за 15-17 лет. У нас же этот срок сократился до нескольких лет», — говорит эксперт.

Генеральный директор Colliers в Санкт-Петербурге Андрей Косарев согласен, что несмотря на увеличение стоимости квадратного метра и активное сокращение качественного предложения, инвестиционная привлекательность апартаментов растет на фоне снижения доходности других инвестиционных механизмов. «В период локдауна апарт-отели успешно доказали свою устойчивость к кризисным явлениям, что укрепило их позиции в глазах инвесторов в сравнении с другими типами коммерческой недвижимости и даже квартир», — говорит он.

Генеральный директор PLG Марина Павлюкевич уверена, что эффективность от вложений в инвест-отели сейчас может конкурировать с банковскими вкладами. При этом у вложений в апартаменты есть преимущество: недвижимость — это актив, который не только растёт в цене как в процессе строительства, так и в перспективе, но и приносит пассивный доход от аренды, а в конечном счете остается в собственности. Его можно продать по возросшей цене, подарить, передать по наследству.

«Сервисная недвижимость всё равно выигрывает, так как депозиты — это способ сохранить средства от инфляции, а квадратные метры — возможность их преумножить», — говорит Павлюкевич. 

Спрос на рынке апартаментов подогревают и сами девелоперы за счет собственных программ субсидирования ипотечных ставок по отдельным проектам. Это позволяет покупать апартаменты в ипотеку. Как рассказали в PLG, если в 2020 г. половина сделок заключалась со 100-процентной оплатой, то сейчас больше 50% — продажи в ипотеку. «Мы, видя спрос, совместно с банками разрабатываем субсидированные ставки. Сейчас они начинаются от 3,35%», — добавили в компании.

Вместе с тем Павлюкевич указывает на факторы, способные в скором времени охладить спрос. Во втором полугодии 2022 г. ожидается повышение ключевой ставки ЦБ и как следствие — повышение ставок по банковским вкладам, что может повлечь снижение спроса.

Как говорят в PLG, в этих условиях апарт-отели смогут привлекать инвесторов высоким доходом от аренды и будущим ростом цены продажи объекта. По оценкам девелоперов, за год-полтора до ввода в эксплуатацию, как правило, цена на объект повышается на 25-30%.

По словам Косарева, сейчас повышенным спросом преимущественно пользуются сервисные апартаменты с минимальной стоимостью: вымывание таких лотов с рынка происходит еще на старте продаж. «Однако, если год назад минимальный порог входа был на уровне 1,8 млн руб., то сейчас бюджет покупки городского сервисного апартамента начинается от 2,5 млн руб.», — говорит эксперт.

Как рассказала Павлюкевич, наибольшей популярностью среди инвесторов, приобретающих активы для сдачи в аренду пользуются студии и однокомнатные номера. Последние особенно актуальны для сдачи в низкий сезон в среднесрочную аренду. «На примере нашего отеля IN2IT мы отмечаем, что на срок от одного месяца люди охотнее бронируют более просторные номера: однокомнатные или однокомнатные евро», — говорит Павлюкевич.

Кроме этого, в PLG отмечают рост популярности среднесрочной аренды среди молодых людей, фрилансеров, которые бронируют номера на месяц сначала через сервис Booking, а после уже напрямую заключают договоры на 2-3 месяца. 

В то же время основными потребителями услуг в сервисных апарт-комплексах остаются корпоративные клиенты и туроператоры, для которых важна логистика. «Для них важно удобство расположение отеля вблизи аэропорта и «Экспофорума». Например, открытая в октябре первая очередь IN2IT находится на Витебском проспекте, что обеспечивает постоянный спрос», — отметила Павлюкевич.

Материал подготовлен в рамках проекта «Ведомости & СПб».