ТРЦ «Галерея» не спешит искать новых арендаторов
Несмотря на закрытие магазинов, иностранные компании продолжают платить аренду. Заместить ушедшие бренды пока некемКрупнейший торговый центр Петербурга – ТРК «Галерея» — не ищет новых арендаторов взамен приостановившим торговлю в России иностранным брендам. Они закрыли магазины, но не освобождают площадки и продолжают выплачивать аренду, рассказал журналистам на деловом завтраке BestBreakfast генеральный директор ТЦ Дмитрий Зубков. «У нас никакие договоры не расторгнуты, операторы работают, их имущество на площадках», — пояснил он.
Зубков сообщил, что с большинством арендаторов у ТЦ заключены долгосрочные контракты сроком от пяти лет и более. Сейчас арендаторы просят пересмотреть условия, ТЦ готов идти навстречу в индивидуальном порядке, но о массовом пересмотре контрактов речи не идет, подчеркнул Зубков.
По его оценке, у крупнейших ТРЦ Петербурга оказалось закрыто от 20% до 40% торговых площадей, но в марте владельцы ТРЦ пока не отметили сокращения выручки. Коммерческий директор SRV Russia (управляет ТРЦ «Жемчужная Плаза» и «Охта Молл») Людмила Рева тоже говорит о том, что все арендаторы продолжают выполнять договорные обязательства. «Мы пока по бюджету не увидели никакого удара, компании не уходят, они не заявляют о своем выходе из России, они говорят о приостановке своей деятельности», — добавила она.
По словам Ревы, пока все бренды заявили о приостановке работы до конца мая. «Что такое конец мая? Это, скорее всего, не открытые двери магазинов, а новая точка для принятия решений. Какое оно будет, сейчас не понятно», — говорит она.
Обостряет ситуацию то, что помимо ранее заявленных приостановок 30 марта о закрытии магазинов сообщил польский производитель одежды LPP, под его брендами Reserved, Sinsay, Cropp, House и Mohito в Петербурге работало около 50 магазинов одежды. «Доля сбыта на территории России у LPP оставляет 30-35%», — отметила Рева.
У «Галереи» есть новые заявки от компаний на аренду площадей, это российские, китайские и турецкие бренды, рассказал Зубков. Но пока ТЦ может рассматривать их лишь на вакантные площади. По оценке директора департамента развития Melon Fashion Group (владеет брендами Zarina, Befree, Love Republic и Sela) Игоря Мальтинского, в случае окончательного ухода иностранных брендов из России быстро заменить их новыми не удастся. «Плечо для любого открытия иностранного бренда – это год-полтора. Если даже кто-то сегодня придет и скажет, что я заменю H&M, то он откроет несколько магазинов к концу этого года, а экспансию начнет только в 2024 г. – так устроен бизнес», — подчеркивает он.
Мальтинский уверен, что импортозаместить ушедшие компании российскими производителями не реально в принципе. «В нашей отрасли импортозамещение – это миф. Потому что в России нет никаких возможностей для того, чтобы просто обеспечить производство – нет легкой промышленности», — уверен он. По словам Мальтинского, в российской фэшн-индустрии, как и во многих других отраслях, в последнее время появилось много крафтовых брендов, которые имеют по 10-20 магазинов и ищут производителей своей продукции. Но они тоже завязаны на импортные ткани. «Когда в ТРЦ высвободятся десятки тысяч кв. м площадей, их никто не сможет занять», — уверен эксперт.
Melon Fashion Group со своей стороны готова продолжать расширение сети в российских ТРЦ. Так, в начале марта группа открыла в «Охта Молле» магазины Sela и Befree, но договоренности о запуске были достигнуты еще в прошлом году. По мнению Мальтинского, Melon Fashion Group не сможет закрыть запросы ТЦ в случае ухода европейских брендов. «У нас есть товар, мы готовы открывать магазины, но мы не можем в один день превратиться из компании, которая занимала в ТРЦ 2000 кв. м, в компанию, которая занимает 6000 кв. м. И мы знаем, что плечо для любого открытия иностранного бренда – это год-полтора», — прокомментировал он.
В текущей ситуации единственно верным решением для ТРЦ может стать выстраивание работы с действующими арендаторами, которые продолжают торговлю, говорит партнер Jensen Group и директор ТК «Пассаж» Дмитрий Абрамов: «Мы перезаключили договоры с существующими арендаторами, может быть, это не совсем то, чего мы хотели, но это лучшее что может произойти в текущих условиях». По его словам, эффективным для ТРЦ становится сотрудничество с продуктовыми ритейлерами и новыми ресторанами. «У нас много решений было связано с едой, а у супермаркетов далеко не худшее сегодня положение. Что касается ресторанов – есть московские рестораны, которые готовы открываться в Петербурге несмотря на рост стоимости оборудования», — рассказал Абрамов.