Петербург развернется на юг

Власти до конца года планируют утвердить новый Генплан города, который девелоперы ждали с 2018 г.
На юге города уже есть ключевые точки роста – развитие нового кампуса СПбГУ в Пушкинском районе и строительство «ИТМО Хайпарк» с окружающей инфраструктурой /hp.itmo.ru

Власти Петербурга в четверг, 4 августа, открыли для общественного обсуждения новый Генеральный план города. Документ будет доступен всем желающим с 4 по 10 августа на сайте комитета по градостроительству и архитектуре, а принять его заксобрание обещает уже в этом году. «Мы планируем принятие Генерального плана до конца этого года», — заявил спикер парламента Александра Бельского, принять документ планируется до конца года.

Новый Генплан в городе ждали несколько лет. Предыдущий был принят в 2005 г. и рассчитан до 2025 г. Но подготовка нового документа на смену действующему была инициирована уже в 2016 г. Его рассчитывали представить на рассмотрение городского правительства к 1 сентября 2018 г., но позже сроки перенесли сначала на сентябрь 2020 г., затем на январь 2021 г. В декабре 2021 г. губернатор города Александр Беглов сообщал СМИ, что документ планируется вынести на общественное обсуждение после Нового года и утвердить до конца 2022 г. В итоге Генплан вышел на широкое обсуждение только в начале августа.

Расчетный срок, на который разрабатывался новый Генплан – до 2040 г., при этом в него заложен прогноз развития города еще на десять лет – до 2050 г. Как отметила в эфире телеканала «78» председатель комитет по градостроительству и архитектуре Юлия Киселева, действующий генплан не утратил силу, город мог по нему жить до 2025 г.

Однако как прокомментировали «Ведомостям» представители строительной отрасли, участники рынка давно ждали новый документ, а его отсутствие мешало девелоперам развивать новые проекты. «Затягивание с Генпланом осложняло работу девелоперов, а особенно то, что власти тянули и несколько раз обещали его принять вот уже буквально через квартал-два. И под этим предлогом отказывали либо откладывали внесение изменений в правила землепользования и застройки (ПЗЗ), которые требовались девелоперам для уточнения или изменения зоны по конкретному земельному участку», — говорит директор департамента инвестиций в недвижимость компании Maris Алексей Федоров. Он отмечает, что новый генплан хоть кардинально и не отличается от прошлого, но для отрасли важен сам факт его принятия: это упростит процедуру по уточнению и изменению зон, она будет работать в штатном режиме.

По словам управляющего партнер Rusland SP Андрея Бойкова, отсутствие нового Генплана также препятствовало освоению промышленных зон города. «Без принятия корректировок нового Генплана многие промышленные территории, которые не используются по назначению, так и будут оставаться промышленными. То есть редевелопмент промзон без изменения Генплана невозможен», — подчеркнул он.

Директор по развитию компании «Л1» Надежда Калашникова тоже говорит, что когда нет актуального документа, регламентирующего развитие городских территорий, инвесторам сложнее заниматься стратегическим планированием: «Соответственно сейчас, когда принятие Генерального плана «не за горами», бизнес понимает акценты и направления развития и, как следствие, может «рисовать» и свои собственные перспективы».

Архитектор-градостроитель Елена Пудова напоминает, что Генплан дает понимание, куда город будет развиваться, это стратегический документ, который формирует видение будущего. «Для застройщиков это очень важно: они должны знать, какие территории земель поменяют свой статус. Например, у нас было поле сельхозугодий, а оно вдруг изменило назначение на общественно-деловую застройку, либо наоборот».

Как рассказал в эфире канала «78» директора СПб ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт‑Петербурга» Юрий Бакей, новый Генплан учитывает развитие города с учетом всех существующих федеральных, отраслевых и региональных программ, а также национальных проектов. Например, развитие жилищной застройки в генплане учитывает нормативы, которые были определены для Петербурга Минстроем России и скорректированы по просьбе городских властей в сторону уменьшения. Изначально по нацпроекту «Жилье и городская среда» в городе должно было строиться 5,5 млн кв. м жилья в год, но Смольному удалось убедить федеральный центр снизить показатель до 3,2 млн кв. м, чтобы не создавать сверхнагрузку на инфраструктуру. В генплан заложена схема развития всех видов пассажирского транспорта до 2048 г., а также развитие железнодорожного узла с трансформацией его в сторону пассажирских перевозок и многие другие проекты.

По словам Киселевой, если говорить в целом о перспективе развития города, то он будет «двигаться на юг». «Говоря о том, что мы планируем развитие на юг, я имею ввиду, что в Генплан закладывались такие решения, которые бы акцентировали развитие инженерных сетей на юге города. Основной процент объектов, которые включены в адресно-инвестиционные программы комитета по транспорту, комитета по развитию транспортной инфраструктуры, комитета по энергетике – они находятся на юге», — подчеркнула Киселева. Бакей напомнил, что на юге города уже есть отдельные ключевые точки роста – например, развитие нового кампуса СПбГУ в Пушкинском районе и строительство «ИТМО Хайпарк» с окружающей инфраструктурой. «Южная планировочная зона – это шесть административных районов. А потенциальные территории застройки – это нынешние территории сельхозугодий», — рассказал он.

В то же время ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства Михаил Мильчик отмечает, что объявленные властями общественные слушания по проекту Генплана – это лишь формальность, которая в итоге не приведет ни к каким существенным изменениям документа: «На эту процедуру нужно было отвести значительно больше времени. Это сложный многосоставной документ, даже профессионалам нужно время и силы, чтобы в него вникнуть».