Часть фитнес-клуба FitFashion в центре Петербурга реконструировали в коворкинг

Площадь фитнес-залов сократилась с 2700 до 500 кв. м
Спрос на фитнес-услуги сократился, а коворкинг, напротив, имеет высокую заполняемость /kazanskaya.pageclub.ru

Владелец фитнес-клуба FitFashion в Санкт-Петербурге реконструировал большую часть клуба на Казанской улице под офисное пространство, увеличив площади ранее открытого здесь коворкинга Kazanskaya-Page. Площадь офисного пространства после реконструкции выросла в восемь раз – с 300 до 2500 кв. м, рассказала «Ведомостям» генеральный директор Kazanskaya-Page Яна Николаева на открытии реконструированного объекта. Объем инвестиций в перепланировку составил 180 млн руб.

Что известно о «Коворкинге на Казанской»

Доходы ООО «Коворкинг на Казанской», по данным базы СПАРКа, в 2022 г. составили 15,8 млн руб., расходы – 91,7 млн руб. Убыток достиг 76 млн руб. По данным «Сбис», 40% бизнеса принадлежит Антону Петрову и по 25% – Жанне Долиной и Анжелике Рысковой (супруге бывшего вице-губернатора Максима Соколова, в настоящее время президента «АвтоВаза»).

Коворкинг по франшизе Page появился в ТЦ «Vanity Opera» на Казанской в 2020 г. в составе площади действующего фитнес-клуба. Тогда площадь офисов на 30 рабочих мест составляла 300 кв. м, а фитнес занимал основную часть – 2700 кв. м от суммарной площади пространства. После реконструкции в 2023 г. общая площадь пространства не изменилась, однако площадь коворкинга уже на 335 мест выросла до 2500 кв. м. За фитнес-залом сохранились лишь 500 кв. м. Таким образом, доля площади фитнес-зала с 2020 г. упала с 90 до 17%, а основная часть была переформатирована под офисы.

Николаева пояснила, что в уже действующих местах коворкинга сейчас «полная посадка», а новые лоты – частично законтрактованы. Достичь заполняемости в 100% планируется к началу осени. «Половина мест рассчитана на одиночную посадку, а другая половина – под кабинеты для компаний», – уточнила она, добавив, что места не будут продаваться «блоками». «Основные клиенты – некрупные компании», – резюмировала Николаева. По ее словам, переформатирование проекта связано с тем, что спрос на фитнес-услуги с начала пандемии существенно сократился. Коворкинг, напротив, имеет полную заполняемость.

Президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева говорит, что сейчас спрос на фитнес-услуги уже не падает, но компании вынуждены компенсировать операционные потери за 2020-2021 гг., накопившиеся с начала пандемии. Она добавила, что расходы за тот период из-за обеспечения противоковидных мер выросли на 25%: «Накопленные расходы стали долгами, часть проектов до сих пор имеют нулевую маржинальность».

Вместе с тем количество открываемых коворкингов тоже сокращается, однако площадь новых проектов имеет тенденцию к росту. «Появляется меньше новых проектов, но они более масштабные.  В 2022 г. в Санкт-Петербурге открылось 14 новых гибких офисов, в 2023 г. анонсировано открытие 10, но один из них – «Практик» на улице Чехова – будет самым крупным в городе», – отметила директор департамента офисной недвижимости петербургского офиса консалтинговой компании NF Group Регина Волошенко.

Директор консалтинговой компании в сфере недвижимости Idem Екатерина Гресс также отмечает, что площадь коворкингов увеличивается, поскольку реализация небольших пространств с учетом затрат на их обслуживание ставит под угрозу рентабельность проекта. По ее словам, рентабельными являются коворкинги в среднем от 1500 мест. В  то же время Волошенко добавляет, что спрос на гибкие офисы находится на стадии формирования: «Пока не все участники понимают качество продукта и уровня сервиса, который арендаторы получают при аренде рабочего места в гибком офисном пространстве».

В настоящее время в Санкт-Петербурге, по данным Nikoliers,  функционируют 56 классических коворкингов общей площадью 67 145 кв. м. Более 60% рынка как по количеству проектов, так и по совокупной площади занимают сетевые операторы: PAGE (10 проектов), «Практик» (восемь проектов), Smart (шесть проектов), &Places (три действующих проекта плюс один, готовящийся к открытию в 2023 году), а также SOK и Grow up (по одному проекту).