Загрузка апарт-отелей Петербурга увеличилась на фоне роста турпотока

Поток туристов в Петербург в 2023 г. может вырасти на 5-7% к показателю прошлого года
Сервисные апартаменты вступили в прямую конкуренцию с гостиницами /Сеть апарт-отелей YE’S

Уровень загрузки апарт-отелей Санкт-Петербурга в категориях «3-4 звезды» в I квартале этого года составил 73%, в то время как в классических гостиницах показатель достиг лишь 49%, сообщили «Ведомостям» аналитики департамента исследования компании Nikoliers. По данным сети апарт-отелей YE’S, за пять месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года спрос на размещение в апарт-отелях вырос на 13%.

Рост спроса произошел на фоне увеличения турпотока в Петербург, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. Так, с 29 апреля по 9 мая Петербург посетили 570 000 туристов и 200 000 экскурсантов, приехавших на один день (годом ранее турпоток составил 560 000 человек). «Популярность апарт-отелей действительно растет – они попали в аудиторию, которая сейчас преобладает», – считает вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин.

По его словам, из-за снижения покупательской способности российских туристов и сокращения количества иностранных гостей в большей степени пострадали классические отели высокой категории – они до сих пор не могут восстановить допандемийный уровень бронирований. В то же время спрос на апарт-отели, напротив, продолжает расти. Как отметил генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, часть турпотока в этом году обеспечат китайские туристы, однако основной рост, по его мнению, будет связан с внутренними направлениями, которые обеспечат загрузку апарт-отелей.

«Основной рост потока в этом году обеспечат не иностранные гости, а внутренние передвижения наших туристов. Мы оцениваем, что турпоток увеличится по меньшей мере на 200 000–300 000 человек к показателям 2022 г.», – говорит Бурмистров, добавляя, что в этом году ценовое преимущество для гостей останется за апарт-отелями. По данным городского комитета по развитию туризма, при оптимистичном сценарии Петербург в этом году планирует принять на 5-7% больше туристов, чем в прошлом (в 2022 г. город посетили 8 млн человек).

Как отмечает заместитель директора департамента консалтинга Nikoliers Евгения Тучкова, сервисные апартаменты теперь вступают в прямую конкуренцию с гостиницами, особенно в категории «3-4 звезды» в период ярко выраженной сезонности в летний период. «В апарт-отелях, как правило, большой номерной фонд, чем успешно пользуются туркомпании, которым нужно в одном месте разместить несколько групп с туристами. Такой вариант размещения также часто выбирают компании из трех и четырех человек, которые не всегда могут найти место в гостиницах», – комментирует Мусакин.

Директор по маркетингу сети апарт-отелей YE’S Юдита Григайте отмечает и другие преимущества апарт-отелей, которые позволяют им выигрывать в конкурентной борьбе с гостиницами. В частности, это наполнение номерного фонда: наличие кухонной зоны с холодильником, микроволновкой, стиральной машиной и бытовыми принадлежностями, спальни и рабочего места. Зачастую апарт-отели, в отличие от гостиниц, применяют концепцию petfriendly (доступную среду для домашних собак и их владельцев), что также привлекает дополнительных гостей с животными.

«В апарт-комплексах присутствует дополнительная инфраструктура. Это и лобби с зонами для отдыха, коворкинг, бизнес-центр с переговорными, торговая галерея, спа и салоны красоты, фитнес-центр, рестораны и кофейни. Все это позволяет гостям экономить время на выполнении ежедневных дел», – отмечает она.

Мусакин говорит, что апарт-отели стали полноценно конкурировать с гостиницами после пандемии, когда перешли на краткосрочную аренду. Сейчас доля посуточной и долгосрочной аренды в сервисных апарт-отелях меняется в зависимости от сезона и внешних экономических и политических аспектов, отмечает Григайте. Например, в преддверии летнего периода, а также крупных мероприятий – ПМЮФ, который прошел в мае, и грядущего ПМЭФ – большая часть номерного фонда сети перешла под краткосрочное бронирование. Доля апартаментов, предлагающих краткосрочное размещение в Петербурге в целом, по данным аналитиков Nikoilers, увеличилась с 24,7% в I квартале 2022 г. до 34,5% в 2023 г. Ожидается, что летом этот показатель превысит 50%, то есть около 4000 апартаментов будут конкурировать за гостя с гостиницами соответствующих категорий.

При этом Григайте подчеркивает, что оба сегмента используют преимущественно динамическое ценообразование и балансируют показателями ADR, то есть цены могут значительно меняться от даты к дате. На сегодняшний день стоимость номеров в апарт-отелях «3 звезды», расположенных в центральных локациях Петербурга, в среднем на 3% выше, чем в классических отелях. Но несмотря на это, они зачастую выигрывают конкуренцию у гостиниц.

«Незначительное увеличение стоимости апартаментов обусловлено тем, что помимо сервиса и ряда дополнительных услуг гостям доступна продуманная внутренняя инфраструктура, которая позволяет закрыть все потребности: от похода в магазин до посещения фитнес-центра – в пределах одного здания. Что немаловажно, часть пространства в апарт-отелях отдана под офисные и коммерческие помещения, в которых открываются шоурумы, СПА и салоны красоты, парикмахерские и магазины для животных, аналога которым в классических средствах размещения нет», – поясняет она.

По оценке Григайте, загрузка в сервисных апартаментах, расположенных в центральных локациях города, а также в непосредственной близости от метро, в этом году будет сохраняться высокой. «На время проведения ПМЭФ уже забронировано 76% номерного фонда. Учитывая такие показатели практически за месяц до мероприятия, в июне мы ожидаем 100% загрузку», – отметила она.

Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & СПб».