«Стокманн» откроет осенью два магазина в ТЦ «Мега Дыбенко» и ТРК «Питер Радуга»

К концу года в городе будет уже четыре универмага этой сети
После ухода из России многих иностранных брендов на рынке растет популярность мультибрендовых универмагов /Freepik

В Санкт-Петербурге осенью откроются еще два универмага «Стокманн» – в ТЦ «Мега Дыбенко» и ТРК «Питер Радуга». Каждый из них займет порядка 3300 кв. м в локациях, где ранее работал шведский бренд H&M, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе универмага.

Ранее «Стокманн» 23 июня открыл новый универмаг в ТЦ «Жемчужная плаза» на месте закрывшегося H&M и занял 1800 кв. м. До этого в городе работал только один универмаг в ТЦ «Невский центр» площадью 19 000 кв. м.

Региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева рассказала, что после ухода из России многих иностранных брендов на рынке растет популярность мультибрендовых универмагов. Например, мультибрендовый магазин Slava 13 июля открыл в ТРЦ «РИО» в Санкт-Петербурге уже третий магазин в городе. Первый проект сети открылся в Петербурге в июне 2022 г. в «Невском центре», второй – весной этого года в фудмолле Vokzal 1853.

По мнению Хакбердиевой, подобные форматы пользуются популярностью, так как магазины предлагают более широкий ассортимент. В «Стокманн» это преимущественно зарубежные бренды, часть из которых отказалась от собственных точек продаж в России. Среди марок универмага – Marc O'Polo, Esprit, Cinque, Desigual, Furla, Naf Naf, Hugo, Boss, Karl Lagerfeld, Antony Morato, Guess Jeans и т. д.

Всего «Стокманн» в рамках стратегии расширения заявлял открытие 20 магазинов: в Петербурге, Москве, Сочи, Красноярске, Перми и других городах России. Официально на сайте компании указано, что в этом году уже открылось семь точек: четыре – в Москве, по одной – в Петербурге, Красноярске и Сочи. Хакбердиева уточнила, что сеть выбрала формат открытия магазинов площадью от 2000 до 4000 кв. м.

Однако, как отмечают опрошенные «Ведомостями» эксперты, при расширении универмаги могут столкнуться с дефицитом площадей. В I полугодии этого года в Петербурге не было открыто ни одного нового торгового центра. До конца года планируется открыть ТЦ «Парк молл» на пр. Просвещения и ТЦ «Экопарк» в Мурино. Суммарно они добавят 58 000 кв. м площадей, следует из данных NF Group. Но пока доля свободных площадей в ТЦ Петербурга только падает: по итогам I полугодия 2023 г. она снизилась до 9,1%. А к концу года прогнозируется сокращение еще на 3 п. п. из-за расширения российских ритейлеров.

Снижение свободных площадей ведет к тому, что владельцы торговых центров придерживают незанятые локации в ожидании крупного игрока, говорит Хакбердиева. «Крупные площадки остаются, но их не спешат отдавать. Например, в ТЦ «Галерея» осознанно держат площади, освободившиеся после ухода Uniqlo не сданы. Владельцы ждут появления уникального проекта. Операционная деятельность позволяет придержать огромную площадку для интересного российского или международного бренда», — прокомментировала она, добавив, что в Петербурге основные крупные площади после ухода иностранных компаний уже сданы.

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться сетевые универмаги, – наполнение магазинов зарубежными брендами. По оценке Хакбердиевой, товаров для продажи универмагам хватит еще на какое-то время. Дальше компании придется решать вопрос с их поставками в Россию. Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что наполнять магазины иностранными брендами «Стокманну» придется за счет параллельного импорта. Другой вариант – продавать товары из онлайн-магазина Lamoda, который в декабре прошлого года выкупил владелец универмага Яков Панченко.

«Владельцу «Стокманна» еще принадлежит Lamoda, поэтому появилась беспрецедентная возможность, связанная с закупкой товаров и возможностью формировать ассортимент», — уточнил эксперт.

Финская сеть универмагов «Стокманн» работает в России с 1989 г. В 2015 г. российскую часть бизнеса выкупила Reviva Holdings Ltd Якова Панченко за 5 млн евро. В начале прошлого года Сбербанк планировал выкупить эти активы за 1,5 млрд руб., но уже в мае сделка сорвалась, писал «Ъ» со ссылкой на гендиректора «Стокманна» Геннадия Левкина и представителя «Сбера».

По данным «Спарк-Интерфакс», выручка от продаж у «Стокманна» в 2022 г. составила 9,5 млрд руб. (в 2021 г. – 8,4 млрд руб.), а чистая прибыль достигала в прошлом году 533 млн руб. (в 2021 г. – 90,8 млн руб.).