В Петербурге в 2024 г. могут открыть четыре новых ТРЦ

В 2023 г. в агломерации города не состоялось ни одного открытия торговых центров
Сейчас в агломерации Петербурга насчитывается 2,15 млн кв. м торговых площадей в классических ТРЦ /Freepik

В 2024 г. в агломерации Санкт-Петербурга планируется открытие четырех новых торговых центров, сообщила журналистам региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. По данным компании, общая площадь новых ТРЦ составит 138 000 кв. м.

«В случае реализации этих проектов объем нового предложения окажется самым высоким за последние 10 лет», – отметила эксперт.

По данным NF Group, в 2023 г. в Петербурге и ближайших пригородах не было запущено ни одного классического торгового центра. На 2024 г. намечено открытие ТРЦ Hollywood (60 000 кв. м), «Парк Молл» (35 000 кв. м), ТЦ «Небо» в Мурино (25 000 кв. м) и «ЭкоПарк» в Мурино (18 000 кв. м). Отметим, что ранее компания STEIT сообщала о планах открыть ТЦ «ЭкоПарк» в Мурино в конце 2023 г., но на 5 декабря официального открытия не состоялось. Оперативно получить ответ оператора проекта на вопрос о дате запуска комплекса не удалось.

Сейчас в агломерации Петербурга насчитывается 2,15 млн кв. м торговых площадей в классических ТРЦ. За год новых площадей не прибавилось, зато объем незанятых помещений сократился. Так, если на конец 2022 г. вакансия в ТРЦ достигала 14,3% (самый высокий показатель за последние 10 лет), к концу 2023 г. она опустилась до 10,5%.

Опрошенные «Ведомостями» аналитики отмечают, что несмотря на ожидаемый рекордный ввод новых торговых площадей в следующем году, вакантность будет падать. Так, по прогнозам NF Group, в 2024 г. она может снизиться до 6%. Способствовать этому будет приход в Россию и в Санкт-Петербург, в частности, новых иностранных брендов, а также расширение магазинов российских марок.

«Мы уже чувствуем на себе дефицит качественных предложений торговой недвижимости, учитывая очень сдержанный интерес инвесторов и девелоперов к строительству новых ТРЦ», – отмечает Хакбердиева.

Согласно данным IBC Real Estate, по предварительным итогам 2023 г. на российский рынок вышло 22 новых международных бренда. Большинство из них – 18, открылись в первом полугодии 2023 г. Важно отметить, что в этом году, впервые с 2019 г., в динамике выхода международных брендов на российский рынок наблюдается рост. В 2023 г. по сравнению с 2022 г. их стало в два раза больше. В Санкт-Петербурге в этом году появилось 11 новых международных брендов, которые открыли 29 магазинов в 10 ТЦ и заняли более 15 000 кв. м.

Хакбердиева среди открытых в 2023 г. новых иностранных магазинов в Северной столице назвала марки Plein Sport (Германия), Woolrich (США), LOFT, OXXO, Avva, Club и Mudo (Турция), Replay (Италия), 2XU (Австралия) и др. По ее данным, сейчас ряд иностранных брендов, которые уже зашли в Москву, обсуждают выход в Петербург, однако их названия она не уточнила. Примечательно, что в 2023 г. закрытых магазинов иностранных брендов в городе оказалось меньше, чем в 2022 г.: 15 против 21.

«Несмотря на то, что за последние два года часть привычных покупателю иностранных брендов покинула Россию, рынок продолжает привлекать арендаторов из дружественных стран. Рост в динамике выхода новых международных марок подтверждает тот факт, что рынок постепенно начинает оживать. Тщательный мониторинг ситуации в торговых центрах не только крупных городов, но и регионов позволяет нам делать выводы о заинтересованности ритейлеров из дружественных стран в освоении российского рынка», – говорит руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай.

При этом продолжается поглощение площадей, освобожденных иностранными торговыми марками. По данным консалтинговой компании Nikoliers, до конца года в ключевых торговых центрах Санкт-Петербурга ожидается открытие еще более 30 новых магазинов, большая часть из которых — российские fashion-бренды. По данным NF Group, доля российских брендов по занимаемым площадям в городских ТРЦ за два последних года выросла с 70 до 80%. При этом отечественные компании не только расширяют сети уже работающих на рынке брендов (как «Снежная королева», «Стокманн», Lime, Befree и др.), но и запускают новые марки (Idol, GLVR и др.).

Кроме того, запускаются новые мультибрендовые магазины. В частности, сеть мультибрендовых магазинов одежды Outletium откроет свой первый магазин в Санкт-Петербурге в конце 2023 г. на месте бывшего ретейлера Decathlon в ТРЦ «Рио». Новый арендатор займет 1200 кв. м.

По оценке Хакбердивой, в ближайшие годы в агломерации Петербурга стоит ждать появления новых небольших ТРЦ местного масштаба площадью до 20 000 кв. м. Такие форматы продолжат появляться несмотря на интенсивное развитие онлайн-торговли. В частности, перспективной территорией для развития ТРЦ местного значения является Кронштадт, где активно развивается новый туристический и жилой кластер. При этом появления новых крупных проектов ТРЦ в центральных локациях Петербурга в ближайшие несколько лет аналитики не прогнозируют.