Смольный хочет выделять субсидии коммерческим киностудиям

Сейчас бюджетные деньги дают только социально ориентированным НКО
Национальным считается фильм, в котором мало иностранцев и нет мата /Pixabay

Правительство Петербурга хочет получить возможность выдавать субсидии коммерческим киностудиям на производство национальных фильмов. Соответствующий законопроект (копия есть у «Ведомостей») губернатор города Александр Беглов внес на рассмотрение в петербургское Законодательное собрание.

В пояснительной записки к законопроекту отмечается, что на сегодняшний день исполнительная власть Петербурга вправе выделять субсидии из бюджета на производство фильмов лишь некоммерческим социально ориентированным организациям. Расходы на это заложены в бюджете комитета по культуре Петербурга, деньги выделяются выпуском отдельного постановления правительства. Финансы предоставляются снимающим фильмы НКО на безвозмездной и безвозвратной основе по результатам конкурсного отбора.

Однако в основном фильмы в городе снимают коммерческие организации, которые также нуждаются в господдержке, говорится в пояснительной записке. В качестве примеров приводятся АО «Киностудия Ленфильм», АО «Творческо-производственное объединение «Санкт-Петербургской студии документальных фильмов», ООО «Студия анимационного кино «Мельница» и другие.

При этом федеральное правительство в лице Министерства культуры обладает правом предоставлять производителям и прокатчикам национальных фильмов субсидии вне зависимости от форм собственности. Такая же возможность предоставлена регионам, чтобы ее реализовать,  нужны изменения в городское законодательство.

Что такое национальный фильм

Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22.08.1996 г., фильм считается национальным, если соответствует нескольким критериям. Так продюсер фильма должен являться гражданином России. Большинство авторов картины должны быть россиянами, а доля иностранцев в актерском составе не должна превышать 30%. Бюджет фильма не может более чем на половину состоять из иностранных инвестиций. В картине не допускается использование матерной брани.

Ежегодно на территории Петербурга производится около 80 национальных фильмов, большая часть из которых реализуется коммерческими организациями, отметили в Смольном. Комитет по культуре оказывает финансовую поддержку при создании 12 национальных фильмов в год.

В 2020 г. общий размер субсидии на поддержку кинематографии составил 120 млн. руб. Более половины из этих средств (65 млн руб.) досталось автономной некоммерческой организации «Контакт» на съемки фильма «Легкий жанр». На втором месте по объему (23 млн руб.) субсидия НКО «Культурный код», на съемки документального фильма «Великий». Еще 20 млн руб. городское правительство выделило на фильм «Петрополис» о встрече землян с инопланетянами.

В 2019 г. общий объем субсидии комитета по культуре на производство национального кино составлял 200 млн руб. Однако в 2021 г., согласно утвержденному бюджету Петербурга, на эти цели планируется потратить не более 100 млн руб.

Как рассказала «Ведомостям» зампредседателя парламентской комиссии по образованию, культуре и науке Анастасия Мельникова (фракция «Единая Россия»), документ поступил депутатам вечером 11 июня. Профильная комиссия рассмотрит его 21 июня после чего он будет вынесен на пленарное заседание.

Другой член комиссии – лидер фракции КПРФ в заксобрании Ольга Ходунова отметила важность поддержки петербургского кинематографа. Однако судить о целесообразности расширения мер можно будет только на практике, сказала она. Важно обеспечить контроль за тратой этих средств. Фильмы, снятые на бюджетные деньги, не должны нести пропаганду алкоголя и наркотиков считает она. «Объемы субсидирования сферы культуры в Петербурге находится на уровне погрешности. Международная практика говорит о необходимости вложений в эти цели около 7% ВРП. Объемы поддержки нужно увеличивать, однако на сегодняшний день мы этого не можем потянуть из-за экономической ситуации», – сказала «Ведомостям» Ходунова.

Возможность субсидировать из городского бюджета только некоммерческие организации  было изначально неправильным решением, считает кинопродюсер, генеральный директор кинокомпании HHG Владислав Пастернак. Он полностью поддерживает инициативу городжского правительства, так как большая часть фильмов снимается коммерческими студиями.

«Кинопроизводство сосредоточено не только в Москве. В Петербурге тоже есть кинокомпании, и они не всегда имеют возможность претендовать на гранты от Минкульта. 100 млн руб. – это не очень много, это будут достаточно скромные картины», – говорит Пастернак.  По его оценке, стоимость производства зрительской кинокартины в России вместе с затратами на выпуск и рекламу на сегодняшний составляет около 100 млн руб. Но бюджет фильма складывается из нескольких источников, и даже 10 млн руб. может существенным подспорьем в работе, отмечает Пастернак.