Петербург в июне занимал первое место в России по смертности от COVID-19

Эксперты находят этому три объяснения: возраст, недоработки, статистика
Москва правдивее показывает количество заболевших, чем количество смертей. Петербург – наоборот /Mos.ru

29 июня в Москве от коронавируса, по данным портала стопкоронавирус.рф, умер 121 человек, в Петербурге – 119. До этого в июне Петербург опережал столицу по количеству смертей. 26 июня в Петербурге умерло 107 человек (1247 зараженных в этот день), в Москве – 96 (8457 зараженных).

Первая версия: пожилое население

Объяснить такую высокую смертность в Петербурге можно возрастным составом населения города, считает генеральный директор, главный врач частной скорой помощи CORIS Лев Авербах. «В Петербурге очень много пожилых людей. Смертность от коронавируса среди них выше, чем у более молодых», – говорит Авербах.

Директор Института междисциплинарных медицинских исследований Европейского университета в Петербурге Антон Барчук согласен с Авербахом. «По данным проведенного нами серо-опроса, мы знаем, что в среднем летальность инфекции лежит в диапазоне от 0,8 до 1%. Но она сильно зависит от возраста, у людей старше 70 лет достигает 5–10%. Поэтому количество смертей зависит от возраста населения. Петербург традиционно «старше» других регионов России», – говорит Барчук.

Демограф, бывший сотрудник Росстата Алексей Ракша не поддерживает эту точку зрения. В Петербурге и Москве возрастной состав населения практически одинаков, говорит он. Ракша считает, что различия между населением большинства регионов не сказываются на показателях смертности от коронавируса.

Вторая версия: недоработки власти

Авербах полагает, что у высокой смертности не одна причина, а несколько. «Сейчас город труднее переносит новый всплеск пандемии. Эта волна сильнее, больше страха, люди тяжелее болеют», – говорит Авербах. Он считает, что городские власти могли лучше подготовиться к новой волне, заранее подучить врачей и открыть больницы для коронавирусных пациентов раньше. Проведение Петербургского экономического форума (ПМЭФ), игр чемпионата Европы по футболу и «Алых парусов» увеличили риски для населения. «Но пока трудно сказать – насколько, тут не хватает достоверных данных», – объясняет Авербах.

Ракша уверен, что властям Петербурга нужно было отменять все массовые мероприятия в июне – ПМЭФ, Евро-2020, «Алые паруса» – и вводить жесткие ограничения.

Программа вакцинации в Петербурге была провалена (по данным на 29 июня в Петербурге привито 872 945 человек, из них 701 430 человек полностью завершили цикл вакцинации), хотя то, что новая вспышка пандемии будет, стало понятно еще в апреле, но администрация города ничего не сделала, полагает кандидат биологических наук, сооснователь сообщества Watching COVID-2019.ru Алексей Куприянов.

Ограничения в Петербурге не работают уже с мая, потому что их никто не исполняет, говорит Барчук. «С проведенными массовыми мероприятиями ситуация в городе явно не стала лучше», – уточняет он. Медицинских мер, чтобы уменьшить смертность, не существует, для исправления положения необходимо снизить число контактов между горожанами и вакцинироваться, считает Барчук.

Куприянов прогнозирует, что в ближайшее время ситуация со смертностью в Петербурге ухудшится, так как максимальный объем ежедневной госпитализации в городе составляет 2000 человек. Из-за этого, по оценке Куприянова, «если продолжит расти заболеваемость COVID-19, то госпитализировать будут все более и более тяжелые случаи, что отразится на тех, кто останется дома». Сейчас каждый десятый попавший в больницу с коронавирусом обречен, полагает Куприянов.

Версия третья: статистика

Точной информации по развитию пандемии в городе нет, сложно анализировать ситуацию без данных о госпитализациях в городе – их перестали публиковать 2 июня, говорит Барчук.

Петербург предоставляет более правдоподобные данные о ежедневной смертности от коронавируса и заниженную статистику о новых заболевших по сравнению с Москвой и другими регионами, считает Куприянов. По его оценкам, на пиках эпидемии в Москве регистрируют лишь 30% реальных жертв пандемии относительно показателей Росстата об избыточной смертности. В Петербурге по этому показателю информацию предоставляют «образцово». «На спадах эпидемии в Петербурге учитывают почти 100% умерших. На пике (а у нас был пока только опыт второй волны) было учтено почти 2/3 смертей. Эти показатели держатся на уровне стран Европы, которые первыми столкнулись с эпидемией. В остальных регионах смертность в оперативном учете занижена в разы, поэтому надо ждать данных Росстата, которые появятся в августе», – говорит Куприянов.

«Если отталкиваться от данных по эпидемиологическим номерам, которые присваивают каждому, у кого подтвержден положительный результат ПЦР-теста или на КТ обнаружена внебольничная пневмония, то сейчас за день в Петербурге выявляют не менее 5000 новых заболевших», – утверждает Куприянов со ссылкой на свои источники.

По его мнению, искажения статистики связаны с тем, что ответственность за борьбу с пандемией федеральным центром была переложена на регионы. «Хотя я не очень понимаю, зачем вообще нужно сообщать заведомо ложные сведения. Все объяснения тут политические. Россия провалила борьбу с эпидемией. Это легко читается в сравнении с соседними странами. В Петербурге сейчас смертность в 20, а может, уже и в 30 раз выше на миллион населения, чем в Финляндии. Это катастрофа. К апрелю с начала пандемии Петербург потерял 20 000 человек. Это больше, чем, скажем, второй чеченский конфликт. У нас смертность выросла в полтора раза. Кому-то хочется это скрыть и не брать на себя ответственность», – полагает Куприянов.

Ракша согласен с Куприяновым: Петербург предоставляет более правдоподобные данные о смертности, но заниженную статистику о новых заболевших в сутки. «Но мы же знаем летальность этого вируса. Это значит, что если в Петербурге умирает сейчас больше 100 человек в день, то две-три недели назад заражалось больше 10 000 в день. А сейчас заражается, наверное, 15 000 в день», – говорит Ракша.

«Москва правдивее показывает количество заболевших, чем количество смертей. Петербург – наоборот. Число умерших по Петербургу плюс-минус соответствует действительности, 3000 умерших в месяц повторяют декабрьские цифры, больше основываться не на чем», – отмечает Ракша. Он полагает, что в Москве смертность от коронавируса занижается в разы.

По прогнозу Ракши, в июле в России будет зафиксирован показатель избыточной смертности в 60 000 человек. Информация об этом будет опубликована Росстатом в сентябре, уточняет он. «Вот мне интересно, как такую печальную статистику будут публиковать перед выборами? В Бурятии за июнь прирост количества смертей 45% к июням 2019 и 2020 г. Москва и Петербург по итогам июня тоже показывают нехорошие цифры. Они демонстрируют прирост смертности не меньше 20–30% относительно 2019 г.», – говорит Ракша.

Однако он отмечает, что в Москве рост заболевших практически остановился, в Петербурге замедлился, то же происходит и в целом по стране. Третья волна будет сильнее волны прошлой весны и лета, но слабее «осенне-зимнего кошмара», полагает Ракша.

Комитет по здравоохранению Петербурга не стал комментировать смертность от коронавируса в городе.