Медики уходят в онлайн
Пандемия разогрела в Петербурге спрос на телемедицинские услуги. В 2021 г. он продолжил расти, хоть и не все клиники видят необходимость в сервисеЧисло телемедицинских консультаций в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) в Петербурге за год выросло более, чем в два раза. Об этом «Ведомостям» рассказали в пресс-службе городского комитета здравоохранения. В 2020 г. все поликлиники города получили доступ к городской телемедицинской системе, в медучреждениях провели 201 телемедицинскую консультацию типа «врач-пациент». В 2021 г. состоялось уже 530 консультаций.
В комитете, несмотря на двукратный рост, считают результаты не очень показательными. «Значительного роста по числу проводимых консультаций не произошло в связи с серьезной перегруженностью врачей ввиду пандемии, а также особенностями финансирования работ по проведению телемедицинских консультаций в городе в рамках ОМС», — пояснили в пресс-службе.
В частном секторе, напротив, пандемия дала дополнительный импульс развитию телемедицинских услуг, рассказал «Ведомостям» генеральный директор саморегулируемой организации «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга» Александр Солонин.
«До пандемии телемедицина развивалась средними темпами, и некоторые клиники уже имели технологии для дистанционного сопровождения пациентов. Пандемия значительно ускорила внедрение телемедицинских технологий, так как пациенты стремились максимально ограничить посещения медорганизаций», — заявил Солонин, добавив, что спрос на услугу вырос в 2020 г. и продолжил увеличиваться в 2021 г.
Телемедицинские технологии включают в себя различные опции: как онлайн-переписку с врачом, так и видео-консультации. Например, пациенты могут сдать анализы в клинике, загрузить их в электронную медкарту и обратиться к врачу за расшифровкой без посещения клиники. При необходимости врач посоветует прийти на очный прием. Частым сценарием использования телемедицины стало получение второго мнения по уже назначенному другим специалистом лечению или установленному диагнозу.
Как рассказал «Ведомостям» директор филиала «Ингосстраха» в Санкт-Петербурге Владимир Храбрых, в 2020 г. спрос на услугу вырос в 63,5 раза, в 2021 г. в компании зафиксировали «кратный рост», но не назвали точные цифры.
Управляющий продуктами добровольного страхования «РЕСО-гарантия» Борис Болдырев говорит, что количество консультаций за 11 месяцев 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. увеличилось примерно на 18% — до примерно 7000.
По данным «СберЗдоровья», за январь-ноябрь 2021 г. в Санкт-Петербурге и Ленобласти провели более 30 000 консультаций – это в 5 раз больше, чем в 2020 г. «Выручка от телемедицинских консультаций также увеличивается — динамика роста выше 100%», — сообщили в пресс-службе сервиса.
Петербург – второй город России по количеству обращений к телемедицинским услугам на платформе «СберЗдоровье». Причинами популярности сервиса в пресс-службе назвали рост доверия к технологии и ее доступность.
По словам Болдырева, есть еще одна причина популярности: полисы добровольного страхования для физлиц, включающие только услуги телемедицины, дешевле обычных в 13-25 раз.
По данным «Ингосстраха», чаще всего в рамках услуг по телемедицине пациенты обращались за консультацией к терапевтам (38% всех обращений), 16% — к педиатрам, 6% — к гастроэнтерологам, 7% — к гинекологам, 6% — к неврологам, 6% — к эндокринологам. В 87% всех случаев помощь требовалась взрослым людям, в остальных 13% врачи консультировали родителей по поводу здоровья детей.
Но далеко не все коммерческие клиники города видят необходимость в онлайн-сопровождении пациентов. Как сообщили в пресс-службе «Альтермеда», в медучреждении не используют технологии телемедицины, поскольку основные направления, на которых профилируется клиника – гинекология и урология. Как правило, они требуют очного приема. «Мы думаем, как можно было бы телемедицину в наших клиниках реализовать, но пока не видим вариантов», – рассказал представитель «Альтермеда».
В «Евромеде» тоже пока не стали внедрять телемедицинские технологии. Как рассказали в пресс-службе, во время пандемии клиника одной из первых начала работать с лечением на выезде, тестированием и проведением вакцинации от COVID-19. «Если брать приоритеты, нам важнее было помочь пациентам, которые столкнулись с ковидом», – пояснили в пресс-службе.
Вместе с тем в медорганизации отметили риски, которые несут заочные консультации. «Если мы берем ковид, то на онлайн консультации можно пропустить важные симптомы, которые могут привести к ограничению качества жизни или летальному исходу. Телемедицина – это такая вещь, где необходимо отработать так, чтобы не навредить, а когда столкнулись с вирусом, с которым мир не был знаком, есть существенные риски лечить пациентов удаленно», – считает представитель клиники.