Водный туризм «выплывает» из ковида
В этом году число перевезенных внутренним водным транспортом пассажиров может вырасти на 5-10%Объемы туристических перевозок на водном транспорте Петербурга и Ленобласти в этом году могут вырасти на 5-10% и приблизиться к доковидным показателям. Такими прогнозами с «Ведомостям» поделились представители отрасли.
В Петербурге прогулки по рекам и каналам стартовали с 18 апреля, в Ленинградской области круизная туристическая навигация на внутренних маршрутах началась с 6 мая.
Генеральный директор Astra Marine Анна Кузнецова рассказала «Ведомостям», что в период майских праздников объемы пассажирских перевозок компании по отдельным направлениям увеличились на 5-7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По словам заместителя генерального директора по развитию компании «ВодоходЪ» Ильи Суховольского, количество круизных туристов в мае 2022 г. по отношению к аналогичному периоду 2021 г. выросло на 30%. В навигацию 2022 г. 35% от общего объема круизов компании приходится на судозаходы в Ленинградскую область: в Старую Ладогу, Орешек, Коневец, Свирьстрой, Мандроги, уточнил Суховольский.
Он рассказал, что «ВодоходЪ» планирует обслужить в Петербурге и Ленобласти в этом сезоне более 35 000 туристов. «Мы поставили для себя план прироста к факту 2021 г. на 10%», — сообщил он.
По данным Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга, судоходными компаниями (на членов ассоциации приходится около 90% внутригородских перевозок внутренним водным транспортом) в 2021 г. по экскурсионно-прогулочным маршрутам, а также по маршрутам, на которых работают скоростные суда, было перевезено 2,27 млн пассажиров. В 2020 г. этот показатель составил 1,13 млн, а в 2019 г. – 2,83 млн.
Президент Ассоциации Владимир Родионов отмечает, что объем турпотока на майские праздники в 2022 г. был примерно таким же, как и в прошлом году, но есть тенденция к росту числа пассажиров. «В прошлом году турпоток увеличился за счет отмены локдауна и ввода кэшбека на турпоездки. Петербургские судоходные компании лишились иностранных туристов, которые в основном предпочитали групповые экскурсии и составляли около 30% в общем турпотоке. Но их постепенно замещают туристы из Москвы и других регионов страны», — пояснил он.
Увеличивать туристический поток планируется в том числе и за счет новых маршрутов и развития причальной инфраструктуры. 4 мая власти Ленобласти открыли новый туристический причал у музея «Прорыв блокады Ленинграда» на берегу Невы. Как отметил губернатор региона Александр Дрозденко, он стал последним в программе строительства шести пассажирских причалов в исторических местах региона (в список также входят причалы в Старой Ладоге, Свирьстрое, Дубровке, Выборге, у крепости «Орешек» и на острове Коневец).
Astra Marine 21 мая уже запустила новый скоростной водный маршрут между Санкт-Петербургом и музеем-диорамой «Прорыв блокады Ленинграда». Также компания запускает скоростные маршруты между Петергофом и Кронштадтом. Судоходная компания «Нева тревел компани» открыла маршрут, связывающий «Севкабель порт» и «Лахта центр».
Опрошенные участники рынка и эксперты говорят, что цены на услуги в этом году останутся на уровне прошлого года, поскольку из-за снижения покупательской способности повышение может отпугнуть потенциальных клиентов.
«Конечно, рост цен на топливо и комплектующие сказался на себестоимости перевозок, но мы постарались не перекладывать это на потребителей и при этом ввели множество новых программ», — рассказал Кузнецова. По словам Суховольского, в среднем стоимость одного круизного дня в 2022 г. обходится на 3,5% дороже, чем в 2021 г. По каким-то направлениям цена не изменилась, а где-то выросла на 5-10%, уточняет он.
«Сейчас все борются за российского туриста, на рынок выводятся комфортабельные теплоходы, которые раньше работали только с иностранцами, предложений становится больше, и мы понимаем, что не можем просто так поднять стоимость вслед за повышением закупочных цен на топливо, запчасти и продукты», — подчеркивает Суховольский.
Он добавляет, что компания уже разработала ряд программ, позволяющих выбрать оптимальный и дешевый вариант круиза или оплатить услугу в рассрочку. Родионов также полагает, что большинство компаний не будут повышать цены в этом сезоне, чтобы удержать турпоток на уровне прошлого года. Однако он указывает на то, что определенные факторы могут существенно повлиять на выручку судоходных компаний.
«Основные вопросы касаются даже не роста цен на топливо или комплектующие, а цены на аренду участков набережных для посадки и высадки пассажиров, которая постоянно растет и сейчас уже превышает 1 млн руб. в месяц. Никаких льгот в этой сфере ни в связи с санкциями, ни в связи с локдауном 2020 г. судовладельцы не получали», — подчеркивает Родионов, добавляя, что за год стоимость аренды выросла, но компании вынуждены сдерживать цены, чтобы не потерять рынок.