В Доме Зингера открыли обновленный «Дом книги»

Вместо частного книжного магазина в здании начал работать оператор, подконтрольный Смольному
«Дом книги» пока функционирует только на первом и втором этажах здания /Телеграм-канал Бориса Пиотровского

12 ноября в Доме Зингера открыли обновленный магазин «Дом книги». Прежний магазин был закрыт в марте этого года после длительных юридических разбирательств, за которыми последовала передача магазина от прежнего частного собственника новому оператору – принадлежащему городу АО «Торговая фирма «Санкт-Петербургский дом книги».

«Дом Зингер –  визитная карточка Ленинграда и Петербурга. Он известен во всем мире. Сегодня после многих лет безответственных спекуляций правительство Петербурга добилось того, что в Дом Зингера вернулось городское предприятие «Петербургский Дом книги»», – заявил на церемонии открытия губернатор Александр Беглов.

Почему закрывался «Дом книги»

Частный книжный магазин, принадлежащий подконтрольной  экс-банкиру Андрею Исаеву компании «Книжный магазин № 1», был открыт в Доме Зингера более 20 лет назад. Власти Петербурга передали компании Исаева «Петербургское агентство недвижимости» (ПАН) принадлежащее городу здание Дома Зингера в долгосрочную аренду для реконструкции и перезапуска проекта книготорговли. Из ПАН было выделено ЗАО «Зингер», которому и перешло право аренды помещений. Компания «Зингер», в свою очередь, сдала часть площадей «Книжному магазину №1». В 2019 г. часть бывших активов Исаева перешла к Альфа-банку, включая компанию «Зингер». И весной прошлого года «Зингер» обратился в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти, потребовав признать недействительными договоры субаренды, заключенные с «Книжным магазином № 1». В иске утверждалось, что контракты были подписаны на невыгодных условиях. Суд первой инстанции в сентябре прошлого года признал договоры субаренды недействительными. После этого власти города заявили, что в Доме Зингера будет открыт уже городской книжный магазин. После решения суда об аннулировании договоров субаренды «Книжный магазин № 1» закрылся, власти провели ремонт помещений и запустили работу уже с новым оператором.

«Дом книги» пока функционирует только на первом и втором этажах здания. Открытие помещений в цоколе ожидается в декабре-январе, уточнил изданию представитель компании-оператора. На цокольном этаже будет располагаться раздел non fiction, который сейчас находится на первом этаже вместе с расширившимся разделом искусства и краеведением. На втором этаже разместились художественный и детский отделы, последний после трансформации потеснил раздел игрушек.

В настоящее время ассортимент магазина насчитывает более 60 000 наименований, включая книги и сопутствующую продукцию. Но как отмечают в компании «Торговая фирма «Санкт-Петербургский дом книги», поскольку пока открыты не все этажи, в перспективе товарных наименований будет больше. Раньше ассортимент книг в Доме Зингера в пик сезона доходил до 100 000 единиц. В планах нарастить количество до 120 000 наименований. Больше внимания в контексте формирования ассортимента оператор намерен уделять небольшим, а также локальным издательствам и работе с авторами.

Как рассказала «Ведомостям» директор по закупкам «Санкт-Петербургского дома книги» Александра Хлопонина, в течение последнего месяца компания стала активно работать с новыми авторами, заключив 150 договоров: «Мы сотрудничаем с членами Союза писателей Санкт-Петербурга, Союза писателей России, но также рассматриваем и самиздат». По ее словам, наиболее востребованной с точки зрения самиздата, является узкоспециализированная литература, например, по точным наукам (большие монографии, научные работы, сборники статей).

В общем объеме текущих закупок самую большую долю составляет художественная и детская литература, но планируется расширение по тематике «искусство», в том числе, в преддверии Нового года, поскольку этот раздел включает подарочные издания. Также оператор планирует развивать направление подарочных альбомов на иностранных языках.

На данный момент книги в магазине составляют 80% ассортимента, остальные 20% – это сувениры, которые являются высокомаржинальным товаром. До передачи городу соотношение составляло 60 на 40%. Фактически книги стали полноценными хозяевами пространства, говорит директор по маркетингу «Санкт-Петербургского дома книги» Кристина Матвеева.

Пересмотр концепции коснулся и сувенирной продукции: в продажу запущены крафтовые пакеты, сумки-шоперы, упаковка и бумага собственного дизайна. Хлопонина отмечает, что уменьшилось число тиражных сувениров, то есть тех, которые можно массово встретить в других петербургских магазинах: «Нам интереснее их сократить и сделать акцент на уникальных вещах, которые делает Петербург. Мы дружим с «Подписными изданиями», у нас есть их сувениры. Также планируем продавать витражные изделия и игрушки».

Политика нового оператора изменилась и в отношении стоимости товаров. Матвеева объясняет, что по сравнению с ценовой политикой прошлого собственника в среднем цены для конечного потребителя должны быть доступнее на 10-15%. Но снижение цены может быть нивелировано ростом себестоимости книг, которая с начала года увеличилась как минимум на 10%. Хлопонина добавляет, что для сохранения цен компания будет дифференцировать наценки, а  также акцентировать внимание на промо-акциях. Например, проводить акции «Книга месяца», «Две по цене трех» и др.