Мобилизация обострила нехватку водителей и работников технического сервиса

С сентября спрос на водителей в Санкт-Петербурге вырос на 74%, на механиков — на 25%, на кадры в сфере логистики – на 10%
На одну вакансию водителя в Петербурге сейчас приходится в среднем 3,8 активных резюме, что говорит о дефиците кадров /Freepik

В Санкт-Петербурге после начала частичной мобилизации резко вырос спрос на специальности, связанные с техническим сервисом, включая механиков и инженеров, а также на водителей, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе hh.ru по Северо-Западу.

Так, за последний месяц по сравнению с началом осени спрос на водителей в регионе вырос на 74%. Кроме того, на 25% увеличилось количество вакансий в категории сервисных услуг, куда входят сервисные инженеры, механики, ремонтники, техники и др.

«У работодателей сильнее всего вырос спрос на представителей рабочих специальностей, а также сотрудников, имеющих возможность работать на предприятиях ОПК», — прокомментировали в пресс-службе.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что частичная мобилизация обострила нехватку рабочих технических специалистов, которая начала формироваться раньше. При этом резкий рост спроса на специалистов в ноябре предприниматели связывают с масштабированием и адаптацией бизнеса к новым условиям рынка.

Как рассказал изданию генеральный директор автосервисов «Икар» Олег  Ванюков, в компании отмечают дефицит автомехаников и мастеров-приемщиков. Недостаток специалистов он оценил в 15%, но уточнил, что тенденция формировалась на протяжении последних пяти лет, а во время мобилизации компания не теряла сотрудников.

Генеральный директор полиграфической компании «Неопринт» Александр Коломин оценивает недостаток технических рабочих специалистов, которые занимаются механическим трудом, в 20-30%. «Не хватает сотрудников, которые могут работать с полиграфической офсетной машиной, знают несколько моделей, и умеют с ними обращаться. Компании могут предлагать им зарплату от 100 000 руб., удобный график и возможность стать в перспективе главным технологом или ведущим мастером, но за ними приходится охотиться», – добавил он. По мнению Коломина, частичная мобилизация обострила нехватку уникальных специалистов.

По словам генерального директора производственной компании «Гласс систем» Сергея Гриника, его бизнесу не хватает аппаратчиков, а из-за кризиса среднеспециального образования работников зачастую приходится дообучать уже на предприятии. Тем не менее, текущей осенью Гриник увидел приток рабочих технических кадров в связи с уходом ряда зарубежных компаний. В частности, он отметил бывших сотрудников закрывшегося завода Toyota.

Что касается сервисных инженеров, то ряд из них стремится работать самостоятельно. Зарплата таких кадров на рынке в качестве наемных сотрудников составляет от 40 000 до 70 000 руб. Работая на себя, они могут получать до 100 000 руб., отмечает генеральный директор Itova Кирилл Колосов. При этом дефицит кадров может быть связан и с другим фактором –  масштабированием бизнеса. Он добавил, что сегмент ремонта техники, включая бытовую и компьютерную, предположительно, будет развиваться из-за стремления экономить на новых покупках, отсюда рост запроса на новый персонал.

Ванюков также предположил, что увеличение спроса на сотрудников технического сервиса, зафиксированное аналитиками, может быть связано со стремлением ряда компаний расширяться из-за образовавшегося дефицита в некоторых производственных областях. Наряду с частичной мобилизацией и нехваткой именно профессиональных кадров, высокий спрос на сотрудников технического сервиса обусловлен и тем, что Петербург перестал получать приток таких кадров из соседних регионов, считает Ванюков: «Те, кто стремился переехать в Петербург ради более высокой зарплаты, сделали это около трех лет назад, до пандемии. Затем этот процесс почти прекратился».

По данным HeadHunter, на втором месте по росту спроса на сотрудников в сентябре-ноябре стала сфера логистики и транспорта: число вакансий выросло на 10%. Внутри категории второй месяц подряд растет количество вакансий для водителей, за последний месяц их востребованность увеличилась на 74%.

«На одну вакансию водителя в Петербурге сейчас приходится в среднем 3,8 активных резюме, что говорит о дефиците кадров и нехватке кандидатов для стабильной работы местного бизнеса», – отмечает руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад Мария Бузунова.

Председатель комитета по транспорту и логистике Санкт-Петербургской ТПП Антон Кривошеев рассказал изданию, что текущей осенью в отрасли должен был наблюдаться профицит кадров из-за снижения объемов международных перевозок. «Но профицита мы не увидели. Международники не хотят работать на российских маршрутах», — отметил он, добавив, что недостаток водителей в отрасли традиционно составляет около 20%, особенно в категории общественного транспорта, который не может конкурировать с зарплатами в сфере грузовых перевозок. Так водитель категории «Е» по перевозке крупногабаритных грузов, по данным HeadHunter, может зарабатывать до 200 000 руб.