Два новых катамарана «Котлин» для «Острова фортов» спустят на воду в апреле и мае

Пассажиропоток по маршруту Петербург–Кронштадт после их запуска планируется нарастить в 1,5 раза
Одно судно может вместить 200 человек /«Нева тревел»

Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ) в апреле и мае спустит на воду первую пару пассажирских скоростных катамаранов проекта 04580 «Котлин». Катамараны «Форт Кроншлот» и «Форт «Петр Первый» начнут ходить по маршруту из Петербурга в Кронштадт к «Острову фортов» уже в июне. Об этом «Ведомостям» сообщили в пресс-службе вице-губернатора Кирилла Полякова и подтвердили в судоходной компании «Нева тревел» (является оператором маршрута и заказчиком проекта).

Одно судно может вместить 200 человек. Его максимальная скорость составляет 57 км/ч. «Строительство осуществляется в рамках государственной программы по льготному лизингу пассажирских судов. Привлекаются средства лизинговой компании. Но после начала эксплуатации компания «Нева тревел» будет выплачивать лизинговые платежи в полном объеме без привлечения каких-либо субсидий на пассажирские перевозки», – пояснил генеральный директор компании Юрий Набатов. Сумма инвестиций в строительство судов не раскрывается.

Новые катамараны строятся в рамках развития туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» и госпрограммы по обновлению пассажирского флота при поддержке Минпромторга России. Создание кластера оценивается в 76 млрд руб. Проект включает не только реконструкцию памятников, но и создание общественных пространств, музейных объектов и развитие транспортной инфраструктуры.

Чем известен «Остров фортов»

Туристический кластер «Остров фортов» создается в Кронштадте по поручению президента РФ Владимира Путина. Здесь планируется построить новое городское пространство с благоустроенной набережной, музейно-парковым комплексом, выставочным центром, социальными, научными и образовательными объектами. Проект также предполагает реконструкцию трех фортов – «Император Александр I», «Кроншлот» и «Петр I». Общий планируемый объем инвестиций в развитие кластера составляет 76 млрд руб. Средства выделяются из трех источников: федеральный бюджет – 15 млрд руб., внебюджетный источник – 50 млрд руб., бюджет Петербурга – 11 млрд руб.

Всего до 2025 г. по заказу «Нева тревел» СНСЗ планирует построить 6 катамаранов «Котлин», включая те, которые введут в эксплуатацию в этом году, и 4 катамарана проекта 04710 «Соммерс». В настоящее время предполагается, что все «Котлины» будут использоваться на маршруте из Петербурга в Кронштадт. «Соммерсы» же будут перевозить пассажиров между Кронштадтом и фортами.

Регулярную пассажирскую линию между Петербургом и Кронштадтом к парку «Остров фортов» запустили в 2021 г. Сейчас ее обслуживает флот компании «Нева тревел», который уже включает 7 скоростных судов «Метеор» и 2 судна «Восход». Они доставляют пассажиров из Петербурга в Петергоф, Кронштадт, крепость Орешек, Стрельну. На маршруте в Кронштадт в большинстве случаев используются «Метеоры». С учетом прибавившихся «Котлинов» в предстоящем туристическом сезоне количество рейсов из Петербурга в Кронштадт планируется увеличить до 10 ежедневно, и столько же – обратно. В прошлогоднем туристическом сезоне их было от 4 до 6 в день. Кроме того, на экскурсионном маршруте вокруг фортов начнет работать теплоход «Москва», рассказали в компании.

После запуска новых судов оператор рассчитывает увеличить пассажиропоток в 1,5 раза. В прошлом году в период навигации (с апреля по октябрь) на линии Петербург–Кронштадт на скоростных судах было перевезено 56 000 человек, это в 2,4 раза больше, чем в 2021 г., а на экскурсионных маршрутах вокруг фортов – 48 500 пассажиров (в 3 раза больше, чем годом ранее). Уже в текущем году оператор планирует нарастить поток по маршруту в Кронштадт скоростными судами до 80 000 человек и более, а вокруг фортов – до 70 000.

Директор по развитию бизнеса судоходной компании «Бухта Петрокрепость» Ольга Санг считает, что наращивание пассажирского флота для работы на этом маршруте обоснованно. «Если еще недавно поездки на метеорах ассоциировались в основном с турами в Петергоф, то в последние пару лет активно развиваются другие направления, например, крепость Орешек и Кронштадт. Представленный в Петербурге скоростной флот, состоящий в основном из старых судов советской постройки, может не покрыть потребности города в таких перевозках», – говорит она.

Кроме того, Санг отмечает, что запланированное ко Дню ВМФ в 2023 г. на «Острове фортов» открытие экспозиций Музея военно-морской славы с первой советской атомной подводной лодкой К-3 «Ленинский комсомол», серьезно увеличит пассажиропоток: «Это возможно даже без привлечения иностранных туристов». Напомним, что в прошлом году доля иностранных гостей в Петербурге составила всего 4% от общего потока в 8 млн туристов. Для сравнения: в 2019 г. Северную столицу посетили 10 млн. человек, на гостей из-за рубежа пришлось 47%.

Главный редактор проекта «Все о транспорте Петербурга» Владислав Булгаков также полагает, что внутренний поток способен обеспечить необходимую загрузку новых катамаранов, а в перспективе маршрут заинтересует и китайских туристов. Хотя сдерживающим фактором может стать стоимость билета, которая сейчас составляет 1450 руб. для взрослого человека в одну сторону, отмечает Булгаков. «Но в случае снижения потока оператор может просто снизить стоимость, например, до 1200 руб.», – добавил он.

В то же время независимый эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев выразил мнение, что если проект ориентирован преимущественно на туристов, необходима отдельная информационная кампания в других регионах России, чтобы гости, приезжая в Петербург, активнее выбирали этот маршрут и пользовались водными перевозками. Как альтернатива регулярному транспорту проект не будет иметь широкой популярности не только из-за стоимости билета, но и в силу больших интервалов, считает Бурцев. «Можно предположить, что при 10 рейсах в день интервал составит около часа, в то время как автобусы по этому маршруту ходят раз в 20 минут», – резюмировал он.