«Обуховский завод» запустит производство двух видов электромобилей на бывшей площадке Toyota

Спрос на машины будет сдерживать слабая инфраструктура и высокая цена
В 2026 г. предприятие планирует начать выпуск электрического кроссовера E-Neva /АО «Обуховский завод»

АО «Обуховский завод» («Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей») намерен в 2024-2026 гг. начать выпуск двух видов электромобилей на бывшем заводе Toyota: электрического кроссовера E-Neva для потребительского рынка и микрокара L-type для коммерческого сектора, в частности служб доставки. Также на заводе начнут производить грузовые автомобили БАЗ-S36A11 для гражданских нужд. Инвестиции в переоснащение производственной площадки под выпуск новых машин составят 35-37 млрд руб., рассказал 15 мая генеральный директор «Обуховского завода» Михаил Подвязников. После ухода из России японского автоконцерна Toyota его завод в Шушарах перешел в собственность подведомственному Минпромторгу ФГУП «НАМИ». Позже «Обуховский завод» получил бывшую площадку Toyota в управление.

Какие еще машины будут выпускать на бывшем заводе Toyota

Параллельно с запуском электрокаров в 2024 г. на бывшем заводе Toyota в Петербурге начнут выпускать грузовые автомобили БАЗ-S36A11 для гражданских нужд. В следующем году планируется произвести 2000 единиц. Автомобиль весит 35,7 тонны, его грузоподъемность составляет 22,1 тонны. Машина оснащена двигателем ЯМЗ-6531 Euro 5 мощностью 310 кВт. Грузовой габаритный автомобиль БАЗ-S36A11 разработали в Инжиниринговом центре АО «Обуховский завод». Грузовик призван заместить ушедших с российского рынка иностранных производителей подобной техники.

В 2026 г. предприятие планирует начать выпуск электрического кроссовера E-Neva объемом 55 000–60 000 автомобилей в год. «Сейчас ведется разработка серии с последующим выходом на производство», – уточнил начальник Инжинирингового центра АО «Обуховский завод» Дмитрий Лебедев. Максимальная скорость автомобиля составляет 160 км/ч, до 100 км/ч машина разгоняется за восемь секунд. Батарея емкостью 88 кВт ч обеспечивает запас хода до 500 км. Есть также вариант с гибридной газоэлектрической системой, в таком виде пробег без подзарядки увеличивается до 800 км. В базовом варианте кроссовер имеет передний привод, но есть и опция и полного привода, добавил Лебедев. Дизайн электрокара разработан с помощью итальянской компании.

Чтобы запустить серийный выпуск электрокаров E-Neva в заявленном объеме в 2026 г., бывшую площадку Toyota необходимо постепенно загружать производством. Так, в 2024 г. завод начнет выпускать еще один тип электромобилей – L-type. В следующем году планируется произвести 6000 единиц. Далее объем производства рассчитывают увеличить до 10 000–14 000 штук в год. Машина предназначена для поездок на короткие расстояния внутри города со скоростью до 90 км/ч. Пробег на одной зарядке составляет 183 км. В комплект входят 6 батарейных модулей, сама замена модуля занимает 3-5 минут. Микрокар планируется использовать для коммерческого сектора, например, служб доставки и частной скорой помощи.

По мнению, независимого эксперта в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаила Бурцева, бизнес, вероятно, пока не будет готов массово пересаживаться на электрокары, поскольку может использовать любой транспорт, но позитивным фактором может стать привлекательная цена. Как рассказали на «Обуховском заводе», стоимость машины будет составлять около 800 000 руб.

Вопрос стоимости будет одним из основных и для покупателей E-Neva, считают эксперты. Цена одного электромобиля в полной комплектации составит примерно 2,5 млн руб. Но на предприятии рассматривают возможность продажи автомобиля за 1 млн руб. без батареи. Ее можно будет приобрести в лизинг. Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев обращает внимание на то, что формат с покупкой батареи в лизинг сложно реализуем для физических лиц: «Непонятно, как оценить ресурс батареи и как в дальнейшем продавать машину фактически без одной из основных частей». Но даже при покупке автомобиля без лизинговых услуг потребителю придется тратить средства на замену батареи после исчерпания ресурса, по оценкам эксперта, на примере китайских электрокаров эта сумма может составлять 25-30% от стоимости самого авто.

В целом же Бургазлиев считает, что проект E-Neva является перспективным. Однако, по его мнению, реализовать большие объемы продаж можно, только если выпускать модель с двигателями всех типов: электрическим, гибридным, на основе газомоторного топлива, а также с обычным двигателем внутреннего сгорания. «Но и при таком подходе в первый год, по моим оценкам, можно будет продать около 7000–9000 машин», – добавил он.

Сдерживающим фактором для массового распространения электрокаров остается недостаточное развитие зарядной инфраструктуры, добавляет Бурцев. По данным Ленэнерго, в Петербурге и Ленобласти расположены всего 53 ЭЗС. Чтобы стимулировать спрос на электрокары, наращивать количество зарядных станций придется как в городе, так и за его чертой, добавил эксперт.