Прототип полностью беспилотного трамвая для Петербурга создадут к 2026 г.

Однако юридическую базу для полного внедрения такого транспорта еще только предстоит разработать
Реализация беспилотного режима будет возможна после выполнения всех испытаний, тестирования и сертификации /ПК «Транспортные системы»

К 2026 г. разработчик искусственного интеллекта для наземного транспорта Cognitive Pilot, «Горэлектротранс» и производитель подвижного состава ПК «Транспортные системы» создадут прототип полностью беспилотного трамвая для Санкт-Петербурга. Соглашение о сотрудничестве было заключено 2 июня на научно-техническом совете, который провела Международная ассоциация предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ).

В настоящее время в Петербурге на городских маршрутах уже работают 83 трамвая с элементами автопилотирования (системой активной помощи водителю) производителя ПК «Транспортные системы». Город стал первым в стране, внедрившим технологии искусственного интеллекта именно на маршрутный транспорт. Поставки таких трамваев начались в 2022 г. по техзаданию «Горэлектротранса». Однако в новой разработке речь идет о полностью беспилотной технологии, которая позволит управлять трамваем без водителя. Участники соглашения отмечают, что разработка должна обеспечить плавную скорость трамвая, сократить интервалы ожидания и продлить срок службы рельсовой инфраструктуры.

«К 2026 г. прототип планируется разработать и собрать», – пояснил директор «Горэлектротранса» Денис Минкин, добавив, что для непосредственного внедрения такого транспорта необходимо сначала сформировать предложение. Разработку системы искусственного интеллекта в рамках соглашения на базе уже имеющихся технологий будет осуществлять компания Cognitive Pilot.

Полная реализация беспилотного режима будет возможна после выполнения всех этапов испытаний, тестирования и сертификации. Вместе с тем, как ранее сообщали «Ведомости», на базе «Горэлектротранса» появится полигон для испытаний электротранспорта с технологией автопилотирования. Его задачей будет апробирование, стандартизация и сертификация разработок на базе искусственного интеллекта.

Минкин уточнил, что внедрение полного автопилота не приведет к значительному удорожанию электротранспорта. Автопилот занимает всего 2-3% в структуре стоимости трамвая, которая составляет около 170 млн руб.

Как отмечает независимый эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев, Петербург – один из немногих городов, который комплексно подошел к транспортной реформе: «В основной массе регионов речь идет просто о закупке нового подвижного состава». По его словам, на подготовку самого программного продукта достаточно от восьми месяцев до одного года (без учета испытаний и тестирований). Тем не менее для того, чтобы «вывести» трамвай в город, нужно подготовить юридическую базу, поскольку понятие «беспилотный трамвай» фактически не легализовано.

Депутат Государственной думы Сергей Морозов пояснил «Ведомостям», что юридическая база необходима для понимания того, кто непосредственно будет нести ответственность за работу беспилотного транспорта в случае дорожно-транспортных происшествий. По его мнению, необходимо разработать два федеральных закона, один из которых будет регулировать понятие искусственного интеллекта, другой – беспилотного транспорта. По оценкам Морозова, их разработку можно завершить к 2026 г.

Адвокат Антон Лебедев полагает, что ответственность в случае ДТП ляжет на собственника транспорта. При этом он отмечает, что юридическая составляющая – не единственное препятствие к внедрению беспилотного транспорта: «Следует не забывать о том, что достаточно большая группа возрастных граждан пользуется трамваями, и освоение новых технологий может проходить для них тяжело. Например, вопрос беспилотных составов метро стоит уже давно, но внедрение этой технологии затормозили именно опасения пассажиров».

Еще больше новостей в нашем Telegram-канале «Ведомости | Северо-Запад»