Причал для водного турмаршрута «Из варяг в греки» откроют у Новгородского кремля в 2024 г.

Маршрут будет востребован, но для увеличения турпотока региону нужна не только причальная инфраструктура
Направление «Из варяг в греки» по реке Волхов задействует четыре причала /visitnovgorod.ru

В Новгородской области началось строительство пассажирского причала, который станет заключительной точкой туристического круизного направления «Из варяг в греки» по реке Волхов. Причал откроют к началу навигации 2024 г. Об этом журналистам рассказал председатель комитета Ленинградской области по транспорту Михаил Присяжнюк 10 октября. Маршрут свяжет Ленобласть и Великий Новгород. Власти ожидают, что реализация проекта увеличит поток туристов в оба региона и будет способствовать развитию пассажирского судоходства.

Напомним, что на Петербургском международном экономическом форуме в 2018 г. было подписано пятистороннее соглашение между властями Ленинградской, Новгородской областей и Республики Карелия, а также судоходной компанией ООО «Инфофлот» и инвестором ООО «Конт». Как пояснили изданию «Ведомости Северо-Запад» в комитете Ленинградской области по транспорту, инвестор «Конт» в рамках соглашения вкладывает 1 млрд руб. в строительство причалов, получая плату с судоходных компаний за швартовку. Интересы властей области, в свою очередь, состоят в привлечении в регион туристов, которые будут тратить дополнительные средства уже на берегу.

В рамках соглашения в Ленобласти были построены шесть причалов в Старой Ладоге, Дубровке, Свирьстрое, Киришах, на острове Ореховый, а также причал у музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». В Новгородской области в направлении Великого Новгорода уже возведен пассажирский причал в деревне Грузино. Также два новых причала будут построены в Карелии. По словам Присяжнюка, они уже спроектированы.

«Маршрут по историческому пути «Из варяг в греки» по реке Волхов задействует четыре причала: Старая Ладога, Кириши, Грузино и финальный – напротив Новгородского кремля, который будет построен к следующей навигации. Это единый бренд и стиль», – добавил Присяжнюк. По данным ФБУ «Администрация Волго-Балт», за навигацию 2022 г. по реке Волхов было совершено 44 рейса, которыми воспользовались 2823 пассажира, это в 3,2 раза больше, чем за тот же период 2021 г.

Новые причалы уже используют в своих маршрутах круизные компании «Мостурфлот» и «Донинтурфлот». Как отмечают власти Ленобласти, регион ждет и другие компании, которые занимаются туристическими водными перевозками. Сейчас «Волго-Балт» проводит расчистку судового хода реки Волхов. В результате планируется, что гарантированные глубины достигнут 2,4 метра. Работы проводят, чтобы улучшить условия для круизного судоходства.

Власти полагают, что маршрут будет востребован, учитывая, что вокруг Великого Новгорода сосредоточено более 10 монастырей. Кроме того, в селе Старая Ладога в Волховском районе также находятся Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь и Никольский мужской монастырь.

Опрошенные изданием эксперты считают, что на фоне увеличения количества внутренних туристов и прогнозов по постепенному восстановлению китайского турпотока исторический маршрут будет привлекать гостей, а инвестор сможет окупить вложения. Однако для этого региону необходимо развивать туристическую инфраструктуру в целом, а не только причальную.

«Сейчас речные круизы востребованы, сам маршрут через Волхов в Великий Новгород будет работать, но вопрос в том, что конкретно будут показывать гостям. Например, в маршруте Ладога-Свирь-Онега промежуточной точкой являются Верхние Мандроги, где гости могут выйти на обед, который уже включен в тур, посетить Ремесленную слободу (комплекс ремесленно-художественных мастерских)», – говорит вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин. По его мнению, на маршруте по реке Волхов нужно создавать больше точек притяжения, чтобы судоходные компании понимали, зачем останавливаться на данных причалах и оплачивать сбор.

Схожую точку зрения выразила директор «Петербургского магазина путешествий» Анна Твердохлебова. «Река Волхов долгое время не была задействована в рамках туристического продукта, что неправильно, так как это основа большого межрегионального маршрута. В самом Волхове, например, есть интерактивный научно-познавательный центр «Пятнадцатый элемент», открытый при поддержке компании «ФосАгро». Но подобных проектов немного и в Волхове, и в Киришах», – добавила она. Твердохлебова пояснила, что развитие территорий должно быть комплексным, в частности, привлечь туристов могло бы создание этнографических парков.

В то же время независимый эксперт в сфере транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев полагает, что создание причалов даст толчок постепенному развитию туристического потенциала двух регионов. Но насколько это увеличит турпоток, будет зависеть и от наличия мультимодальных перевозок с использованием автобусов. По его мнению, мультимодальные перевозки позволят делать остановки пассажирского судна, продолжая тур на автобусе на небольшие расстояния, а затем возвращаться обратно. Эксперт выразил точку зрения, что такой подход также разнообразит туристический продукт. «С учетом мультимодальных перевозок и окончания строительства причала в Великом Новгороде» поток туристов по реке Волхов можно увеличить вдвое по сравнению с показателями прошлого года», – резюмировал он.