Спрос на аренду электросамокатов в Петербурге за два года вырос в 5 раз

Несмотря на сокращение числа участников рынка, в этом году они нарастили парк почти в 1,5 раза
Лидером по приросту поездок в Петербурге в этом году стал сервис «Яндекс Go» /Freepik

Количество поездок на арендованных электросамокатах в Петербурге в этом году по сравнению с 2021 г. выросло в 5 раз, следует из данных городского комитета по транспорту. Так, если в 2021 г. в городе было совершено 5 млн поездок, то в 2023 г. – уже 25 млн, сообщили изданию «Ведомости Северо-Запад» в комитете. Опрошенные участники рынка, которые работали в городе в этом году, говорят о росте спроса на поездки в 2-3 раза.

Напомним, в 2023 г. комитет по транспорту подписал соглашения об использовании средств индивидуальной мобильности (СИМ) с четырьмя компаниями по прокату электросамокатов: «Яндекс Go», Whoosh, Urent и Busyfly. В 2022 г. участников рынка было больше: помимо указанной четверки в Северной столице в рамках соглашений услуги оказывали также сервисы Molnia, Mangoo и «По пути». Несмотря на сокращение числа работающих компаний, они смогли нарастить парк электросамокатов почти в 1,5 раза – до 37 000 единиц (в 2022 г. в городе насчитывалось 25 000 СИМ).

Не развлечение, а транспорт

Лидером по приросту поездок в Петербурге в этом году стал сервис «Яндекс Go»: количество выросло в 3 раза, сообщили в пресс-службе компании. В Urent рассказали о росте в 2,4 раза, в Whoosh – примерно в 2 раза. При этом парк Whoosh сейчас занимает почти половину от всего флота электросамокатов в Петербурге – 15 000 (в прошлом году их количество составляло 9000). Urent сообщил о «незначительном увеличении парка», преимущественно в спальных районах. Сейчас в городе и области доступно свыше 9000 электросамокатов компании. «Яндекс Go» статистику не раскрыл. По данным «Фонтанки», компания в 2023 г. нарастила свой флот в городе с 5000 до 9000 СИМ.

Участники рынка отмечают, что арендованный электросамокат становится частью городского транспорта. Если в 2022 г. пользователи проехали на самокатах 20 млн км, то в этом году – более 60 млн км. «Транспорт «последней мили» все больше укореняется в жизни петербуржцев и становится повседневным средством передвижения», – прокомментировал заместитель председателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков.

«Уже 90% всех поездок происходит по транспортному сценарию. Это относительно короткие перемещения между транспортными хабами и центрами деловой, социальной или торговой активности», — рассказали в пресс-службе Whoosh.

Ужесточения для кикшеринга

Однако увеличение флота электросамокатов и почти полное отсутствие инфраструктуры для передвижения в Петербурге привели к росту числа правонарушений и как следствие – ужесточению законодательства в этой сфере. По данным заксобрания города, за январь-июнь этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого был зафиксирован рост количества ДТП на 181,9%, а смертность – на 183,2%. Всего за это время было совершено 1043 ДТП с участием СИМ, и погибли 12 человек, ранения получили 1082 человека, из них 432 ребенка.

С 2021 г. комитет по транспорту начал ужесточать требования к работе кикшеринговых компаний: с ними начали в обязательном порядке заключать соглашения с указанием правил пользования СИМ. Так, с 2023 г. максимальная скорость для СИМ была ограничена до 25 км/ч, на 133 улицах города – до 15 км/ч, в 28 зонах Петербурга введен полный запрет на передвижение СИМ, и в 58 зонах запрещено их размещение.

При этом власти намерены и дальше ужесточать требования для СИМ. Комитет по транспорту и законодательное собрание города рассматривают разные варианты ограничений для кикшеринга и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) на 2024 г. Так, 10 октября в Законодательном собрании города прошла встреча депутатов с операторами кикшеринга, на которой был озвучен ряд инициатив по повышению безопасности движения на электросамокатах.  В том числе обсуждалась возможность верификации пользователей СИМ через «Госуслуги»; оснащение самокатов датчиками, запрещающими движение на них двух и более лиц; обязательное страхование ответственности для пользователей электросамокатов и др. Вместе с этим заксобрание 25 октября приняло обращение к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с предложением дополнить правила использования электросамокатов, в частности, депутаты хотят перенести движение СИМ с тротуаров на проезжую часть.

Избыточные меры

Сами участники рынка считают часть мер избыточными. В частности, предложение депутатов о запрете передвижения электросамокатов по тротуарам. В пресс-службе Urent сообщили, что 96% опрошенных пользователей не хотят ездить по дорогам общего пользования; 45% боятся, что их собьет автомобиль; 51% респондентов ездят по тротуарам из-за отсутствия необходимой в городах инфраструктуры. «Мы верим, что при совместной работе с городом могут быть созданы условия, в которых самокаты не будут мешать пешеходам, но при этом не будут подвергаться опасности на дороге и выполнять свою основную функцию — быть дополнением общественному транспорту», — рассказали в компании.

В пресс-службе Whoosh сообщили, что компания предлагает городским властям рассматривать конкретные локации, где есть препятствия для поездок на самокате и передвижения пешеходов. Уже после этого вводить ограничения по скорости или запрещать в таких зонах поездку. «По сути, они [депутаты – прим. ред.] призывают переместить самокаты на автодороги, а по статистике это самое опасное место для СИМ. Большинство ДТП происходят в местах пересечения автомобильного и самокатно-велосипедного трафиков», — прокомментировали в пресс-службе.

Пределы роста

Транспортный аналитик Владислав Булгаков полагает, что в течение ближайших 2-3 лет в Петербурге и ближайших окрестностях Ленобласти можно ожидать дальнейший рост спроса на кикшеринг, но уже менее «резким темпом». Сервис еще не полностью охватил спальные районы Петербурга, и в ближайшие годы он будет развиваться преимущественно там.

«Дополнительные же ограничения приведут к тому, что сервисы будут искать своего клиента не в центре города, а на окраинах. Этот процесс активно идет уже сейчас за счет механизма подписки. Благодаря подписке короткие поездки до метро обходятся порой даже дешевле наземного транспорта», — прокомментировал эксперт.

По итогам 2023 г. период сверхбурного роста завершится, и далее спрос будет расти медленнее, считает и генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Но он уверен, что востребованность кикшеринга все равно продолжит повышаться: «Количество ограничений в России существенно меньше, чем в целом ряде стран. В этом плане с учетом роста стоимости такси кикшеринг стал более привлекательным. Это стало еще одним мотивирующим фактором для развития рынка».