Парламент Петербурга отказался включать в перечень зеленых зон Удельный парк и Сад на Неве

При этом площадь ЗНОП увеличится в городе до 1841 га
Рассматриваемый в заксобрании генеральный план города до 2040 г. предполагает увеличение озеленения территорий с 28,5 до 29% /Freepik

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга во время сессии 6 декабря не поддержали ряд предлагаемых поправками изменений в закон города «О зеленых насаждениях общего пользования». В частности, ко второму чтению законопроекта об изменениях в действующий закон предлагалось включить в перечень зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП) Удельный парк, Сад на Неве, «Пьяную гавань» и несколько десятков других парков, садов и скверов, передает корреспондент «Ведомостей». Но как пояснил представитель Смольного в заксобрании Константин Сухенко, власти города не поддержали ряд поправок, так как на некоторых территориях планируется реализовать важные инфраструктурные объекты.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что в перечень зеленых зон планируется включить 62 новых территории площадью 42,8 га городского значения и 330 новых территорий местного значения площадью 73,5 га. В результате количество охраняемых городским законом зеленых зон может вырасти почти на 400 единиц общей площадью более 300 га. Совокупная площадь ЗНОП должна увеличиться с 1720 до 1841 га. «В основном речь идет о скверах и небольших садах, которые либо вовсе не имеют охранного статуса, либо он распространяется не на всю их территорию», — уточнили в пресс-службе городского парламента.

Ко второму чтению законопроекта отдельные фракции приготовили дополнительные поправки. Так, «Справедливая Россия» и «Яблоко» внесли предложения включить в ЗНОП территорию Удельного парка. Депутат Борис Вишневский рассказал, что включение этого участка в законопроект позволит сохранить парк и не допустить там запланированного строительства магистрали № 7.

Напомним, в рамках ПМЭФ-2023 Смольный и банк ВТБ заключили соглашение о намерениях по реализации строительства магистрали №7 над Удельным парком. На нулевых чтениях о бюджете города глава комитета по инвестициям Иван Складчиков отмечал, что в казне города на ближайшие три года не закладываются средства на проектирование и строительство этого объекта. Но власти все равно приняли решение не включать территорию парка в ЗНОП. Депутаты также не поддержали поправку.

Фракция «Справедливая Россия» также предлагала внести в ЗНОП Сад на Неве. Депутат Марина Шишкина пояснила, что изначально эта территория была в составе ЗНОП. Позже ее исключили, чтобы провести Орловский тоннель. Проект тоннеля, который должен связать Центральный район с Калининским и Красногвардейским, обсуждают уже более 20 лет. В 2011 г. расходы на реализацию проекта оценивались в 115 млрд руб. Но проект так и не был реализован.

Сухенко объяснил, что территория все еще зарезервирована под транспортные проекты. По аналогичной причине Смольный не поддержал поправку о включении в ЗНОП территории около гостиницы «Охтинская», где планируется построить жилье для судей Верховного суда. Смольный также не поддержал включение в ЗНОП ряда других территорий, например, «Пьяной гавани», сквера в Кузнечном переулке и т. д. Всего было отклонено более 20 поправок депутатов.

Вишневский уточнил, что невключение в ЗНОП ряда зеленых территорий, например, в Приморском районе привело к тому, что обеспеченность зеленых насаждений на жителя упала ниже минимального норматива в 12 кв. м. «В Приморском районе, по данным комитета по контролю за имуществом, сегодня обеспеченность зелеными насаждениями 9,45 кв. м на человека, а два года назад было 10,94 кв. м», — прокомментировал депутат.

Транспортный инженер Иван Вергазов отмечает, что власти Петербурга уже несколько десятилетий развивают автомобильную инфраструктуру в качестве приоритетной. При реализации таких проектов вопрос озеленения чаще всего решается в пользу вырубки взрослых деревьев и посадки саженцев. «При строительстве второго этапа Пулковского шоссе снесли порядка 200 деревьев возрастом 30-40 лет, потому что там не захотели смещать дорогу буквально на несколько метров», — прокомментировал эксперт.

В то же время транспортный аналитик Владислав Булгаков отмечает, что в случаях противостояния зеленой повестки и транспортных задач всегда надо оценивать, насколько конкретный инфраструктурный объект сможет решить ту или иную проблему.  «Например, строительство М-7 сыграет положительную роль только для автомобильного движения, так как по магистралям не пускают автобусы», — отметил он. В то же время Орловский тоннель может стать важным объектом, который свяжет сразу три района города. 

Стоит отметить, что в целом Смольный рассчитывает нарастить в городе площади зеленых зон. Сейчас в заксобрании рассматривается законопроект о генеральном плане города до 2040 г. с прогнозом до 2050 г., в котором предлагается увеличить озеленение территории с 28,5 до 29% от общей площади города. Но Вергазов говорит, что заявления Смольного о достижении озеленения почти трети города в рамках генерального плана являются целевыми и желательными, но фактически не обязательными к исполнению.