Петербург нацелился на иностранных туристов
Северная столица намерена привлечь новых гостей из стран, которые недооценивали в допандемийные годыВласти Петербурга в 2024 г. рассчитывают вернуться к рекордному турпотоку, который был зафиксирован в допандемийный 2019 г. Стоит отметить, что основным драйвером роста последние четыре года остается внутренний туризм. Однако власти планируют увеличивать поток международных туристов из дружественных стран – Китая, Саудовской Аравии, Индии и др.
Напомним, что в 2019 г. город посетили 10,4 млн туристов (5,5 млн российских туристов и 4,9 млн иностранных), в 2020 г. показатели упали до 2,9 млн гостей (2,4 млн – россияне, 500 000 – иностранцы). В 2023 г. в Северную столицу приехали 9,4 млн человек (8,8 млн – россияне, около 574 000 – иностранцы).
В этом году Смольный и туроператоры также делают ставку на гостей, которые будут приезжать в город повторно, и на семьи с детьми. О том, как город планирует привлекать новых туристов и из каких стран ждать гостей, на встрече со СМИ поделился председатель профильного комитета Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.
Возвращение международного турпотока
Корнеев напомнил, что во время пандемии международный туризм практически полностью остановился, хотя в 2019 г. на него в городе приходилось около 60% всего оборота туротрасли. В 2021 г. число иностранцев составило лишь 250 000 человек, в 2022 г. оно увеличилось уже до 342 000 и в 2023 г. – 574 000 человек.
Чтобы увеличить турпоток из дружественных стран, Минэкономразвития в этом году планирует запустить программу по продвижению туристического бренда РФ за рубежом, об этом сообщал замглавы ведомства Дмитрий Вахруков. Программа направлена на информирование потенциальных иностранных туристов о том, какие есть точки притяжения в регионах России и как до них добраться.
Ключевые участники программы – Москва, Московская область и Санкт-Петербург, который имеет международный опыт продвижения в дружественных странах. Как пояснил Корнеев, федеральное ведомство уже определилось, откуда будет привлекать международных туристов – это Китай, Индия, Арабские Эмираты, Иран, Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн, Кувейт, Индонезия, Таиланд и Вьетнам. По словам чиновника, это огромные рынки, которые недооценивали в допандемийные годы. Каждая из перечисленных стран дает миру ежегодный рост выезда за рубеж по 10-15%. Окончательная стратегия работы по продвижению бренда РФ будет представлена в течение ближайшего месяца, отметил он.
«Для увеличения туристического потока у нас есть сильное предложение – это единая электронная виза, которая введена для 55 стран. Это новый инструмент, который реально работает. Проблема в том, что иностранцы про наши города и предложения не знают. Поэтому международный туризм нужно восстанавливать, для этого есть все ресурсы», – отметил Корнеев.
В Петербург без визы
Еще одним стимулом развития международного туризма в РФ стал возврат безвизового режима для групповых туристов из Китая, который был приостановлен из-за пандемии и полноценно заработал лишь в сентябре 2023 г. Аналогичное соглашение было заключено с Ираном. Помимо этого полная отмена виз в прошлом году также была предложена Бахрейну, Кувейту, Оману, Малайзии и Саудовской Аравии.
Большую часть иностранных гостей в Петербурге традиционно составляют жители Китая, они же – лидеры по регистрации электронных виз. Чаще всего гости приезжают в составе мини-групп, вместе с семьями или в целях делового туризма. Как сообщили в комитете по развитию туризма Петербурга, зимой 2024 г. город стабильно принимал туристов из Китая. Среди тенденций на рынке Корнеев отмечает новые категории китайских туристов – это молодые люди, которые знают английский язык, при этом они более платежеспособны.
«Во время пандемии китайцы привыкли путешествовать по собственной стране, у них сильно развился внутренний туризм. Страны, которые традиционно работают с этим рынком, говорят, что такого активного всплеска китайского международного туризма, как ранее, еще не было. Китай – это разнообразная страна, где тоже появились новые интересные идеи и сценарии для туризма. Что касается нас, то в этом году уже работает безвизовый режим для групп, электронная виза, поэтому мы ждем много деловых гостей из Китая и обычных туристов», – отметил Корнеев.
«Новая туристская география»
Другой важной задачей для властей Петербурга является развитие внутреннего туризма. Во время пандемии коронавируса комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга искал решения, как адаптировать индустрию гостеприимства к новым вызовам и привлечь больше гостей. Власти организовали масштабную рекламную и информационную кампанию в других городах, а также запустили проект «Новая туристская география».
«Новая туристская география» появилась в 2020 г. Ее целью является переосмысление подхода к традиционному восприятию Петербурга как музея под открытым небом. Туристическая отрасль начала делать акцент на интеграцию новых мест в существующую классическую карту достопримечательностей. Если в 2022 г. для гостей существовало всего 14 маршрутов по Петербургу и Ленобласти, то в 2023 г. их количество выросло до 370 предложений от туроператоров, в числе которых два национальных маршрута. Предложения включают в себя посещение новых общественных пространств, культурных центров, музеев и других объектов.
«Одна из наших основных задач – это развитие «Новой туристской географии». Санкт-Петербург долгое время воспринимался как музей под открытым небом, поездку в который откладывают, потому что он никуда не денется. Безусловно, город великой истории и великолепных музеев – так было, есть и будет. Мы – бесспорная столица культурно-познавательного туризма. А наш проект направлен на то, чтобы расширить этот образ, полнее раскрыть все грани Санкт-Петербурга, изменить его восприятие города жителями нашей страны и иностранными туристами. Показать его сегодняшние, не менее яркие стороны жизни динамичного, креативного города, живого и устремленного в будущее», – отметил Корнеев.
По его словам, каждое общественное пространство сегодня посещают миллионы человек, поэтому они могут «соревноваться» с классическими учреждениями культуры по количеству гостей. К примеру, в 2023 г. «Остров фортов» посетили 3,3 млн человек, что сопоставимо с крупными музеями.
По данным комитета, в городе активно развивается и промышленный туризм. Более 30 предприятий регулярно принимают гостей, чтобы показать им производство, и почти 60 предприятий периодически сотрудничают с туроператорами.
Важной задачей также является увеличение числа повторных визитов туристов в город. В 2023 г. около 50% гостей вернулись либо сказали, что планируют приехать еще раз. Это в два раза больше, чем несколько лет назад.