Спрос на водителей автобусов в Петербурге вырос почти на 40%

В отрасли наблюдается острый дефицит кадров, несмотря на годовой рост предлагаемых зарплат более чем на треть
Эксперты отмечают, что нехватка водителей в отрасли усиливается, особенно остро этот вопрос стоит в сфере общественного транспорта /t.me/transportniytseh

С начала 2024 г. петербургские компании разместили более 200 вакансий для водителей пассажирских автобусов, включая общественный транспорт и коммерческие пассажирские перевозки. Это на 39% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщили в рекрутинговой компании HeadHunter в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад».

Растущий спрос на водителей фиксируют и аналитики «Авито работы». Так, в апреле этого года по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. в Петербурге число вакансий в сфере транспорта и логистики выросло на 28%. Если говорить о водителях пассажирских автобусов, то число вакансий для них за тот же период увеличилось на 26%.

Опрошенные изданием эксперты отмечают, что нехватка водителей в отрасли усиливается, особенно остро этот вопрос стоит в сфере общественного транспорта. По данным, ранее озвученным председателем правления Ассоциации автоперевозчиков пассажиров в Ленинградской области Андреем Барановым, в Петербурге дефицит водителей общественного транспорта составляет порядка 4500 человек. Председатель постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Законодательного собрания Петербурга Алексей Цивилев в беседе с изданием выразил более оптимистичную оценку. По его словам, такие данные были актуальны на 2022 г., когда в городе только стартовала транспортная реформа. На данный момент дефицит водителей наземного общественного транспорта в городе, по его оценкам, составляет примерно 1000 человек.

Напомним, что транспортная реформа в Петербурге предполагает полную замену коммерческих автобусов социальным общественным транспортом. Она началась 1 апреля 2022 г. и должна закончиться в 2028 г. Общий объем инвестиций в реформу по ранее озвученным Смольным данным составляет 193 млрд руб. Эти деньги выделяет городской бюджет на закупку нового транспорта, заправку его топливом и оплату услуг автоперевозчикам.

Эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев отмечает, что объем нового подвижного состава в городе растет, но нехватка водителей для городского и пригородного наземного общественного транспорта остается «катастрофической». Ранее в пресс-службе городской администрации сообщали, что в 2024 г. закупят 880 новых единиц общественного транспорта, из них 523 автобуса, порядка 100 электробусов, а также 177 трамваев и троллейбусов. Бурцев пояснил, что существующий штат естественным образом стареет, а молодежь не стремится приходить в профессию.

Генеральный директор кадрового бюро «Охота» Александр Перцовский добавляет, что до транспортной реформы водителями зачастую работали мигранты. Сейчас с усилением контроля за этой сферой и курсом на наем водителей с гражданством РФ дефицит кадров остается острой проблемой. Цивилев также отметил, что город нацелен на наем водителей с российским гражданством, однако и это не всегда помогает избежать рисков. Он напомнил, что водитель, управлявший автобусом, который 10 мая упал в Мойку с Поцелуева моста, имел гражданство РФ.

«К водителям общественного транспорта в целом сейчас предъявляются повышенные требования. В большинстве конфликтных ситуаций, связанных с ДТП, в которых участвует общественный транспорт, вина ложится на водителя. При этом высокая ответственность не компенсируется другими преимуществами, включая размер зарплаты», – говорит Цивилев.

По данным HeadHunter, медианная зарплата в вакансиях для водителей пассажирских автобусов сейчас составляет 110 000 руб. За год она выросла на 33%, то есть на 27 000 руб. Однако, по мнению экспертов, на практике водитель общественного транспорта зачастую получает меньше – порядка 80 000 руб. Для сравнения: на такую же зарплату может претендовать механизатор, управляющей техникой в жилищно-коммунальном хозяйстве. При этом его работа не связана с ответственностью за пассажиров.

Директор по развитию бизнеса компании FM Logistic в России Алексей Мисаилов отмечает, что в целом логистический рынок сейчас вынужден конкурировать за водителей, поскольку кадры уходят работать в доставку и электронную торговлю. Кроме того, на фоне открытия новых объектов ретейла в регионах, увеличивается объем междугородних перевозок, соответственно, дефицит водителей наблюдается и в этом сегменте логистического рынка. Из сферы общественного транспорта кадры вымываются в связи с растущей конкуренцией в других отраслях, считают эксперты.

Перцовский полагает, что дефицит водителей будет стимулировать дальнейший рост предлагаемых зарплат. «Но со временем потенциал ускоренного роста зарплат будет исчерпан», – добавил он. Бурцев выразил мнение, что решить проблему дефицита водителей можно только системной и плановой работой по привлечению кадров в отрасль, а также предоставлением дополнительных преимуществ. «Речь может идти о предоставлении служебного жилья, бесплатном проезде в общественном транспорте и других льготах. Сейчас системная работа по привлечению водителей фактически отсутствует», – добавил он.