Спрос на водителей автобусов в Петербурге вырос почти на 40%
В отрасли наблюдается острый дефицит кадров, несмотря на годовой рост предлагаемых зарплат более чем на третьС начала 2024 г. петербургские компании разместили более 200 вакансий для водителей пассажирских автобусов, включая общественный транспорт и коммерческие пассажирские перевозки. Это на 39% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщили в рекрутинговой компании HeadHunter в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад».
Растущий спрос на водителей фиксируют и аналитики «Авито работы». Так, в апреле этого года по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. в Петербурге число вакансий в сфере транспорта и логистики выросло на 28%. Если говорить о водителях пассажирских автобусов, то число вакансий для них за тот же период увеличилось на 26%.
Опрошенные изданием эксперты отмечают, что нехватка водителей в отрасли усиливается, особенно остро этот вопрос стоит в сфере общественного транспорта. По данным, ранее озвученным председателем правления Ассоциации автоперевозчиков пассажиров в Ленинградской области Андреем Барановым, в Петербурге дефицит водителей общественного транспорта составляет порядка 4500 человек. Председатель постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Законодательного собрания Петербурга Алексей Цивилев в беседе с изданием выразил более оптимистичную оценку. По его словам, такие данные были актуальны на 2022 г., когда в городе только стартовала транспортная реформа. На данный момент дефицит водителей наземного общественного транспорта в городе, по его оценкам, составляет примерно 1000 человек.
Напомним, что транспортная реформа в Петербурге предполагает полную замену коммерческих автобусов социальным общественным транспортом. Она началась 1 апреля 2022 г. и должна закончиться в 2028 г. Общий объем инвестиций в реформу по ранее озвученным Смольным данным составляет 193 млрд руб. Эти деньги выделяет городской бюджет на закупку нового транспорта, заправку его топливом и оплату услуг автоперевозчикам.
Эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев отмечает, что объем нового подвижного состава в городе растет, но нехватка водителей для городского и пригородного наземного общественного транспорта остается «катастрофической». Ранее в пресс-службе городской администрации сообщали, что в 2024 г. закупят 880 новых единиц общественного транспорта, из них 523 автобуса, порядка 100 электробусов, а также 177 трамваев и троллейбусов. Бурцев пояснил, что существующий штат естественным образом стареет, а молодежь не стремится приходить в профессию.
Генеральный директор кадрового бюро «Охота» Александр Перцовский добавляет, что до транспортной реформы водителями зачастую работали мигранты. Сейчас с усилением контроля за этой сферой и курсом на наем водителей с гражданством РФ дефицит кадров остается острой проблемой. Цивилев также отметил, что город нацелен на наем водителей с российским гражданством, однако и это не всегда помогает избежать рисков. Он напомнил, что водитель, управлявший автобусом, который 10 мая упал в Мойку с Поцелуева моста, имел гражданство РФ.
«К водителям общественного транспорта в целом сейчас предъявляются повышенные требования. В большинстве конфликтных ситуаций, связанных с ДТП, в которых участвует общественный транспорт, вина ложится на водителя. При этом высокая ответственность не компенсируется другими преимуществами, включая размер зарплаты», – говорит Цивилев.
По данным HeadHunter, медианная зарплата в вакансиях для водителей пассажирских автобусов сейчас составляет 110 000 руб. За год она выросла на 33%, то есть на 27 000 руб. Однако, по мнению экспертов, на практике водитель общественного транспорта зачастую получает меньше – порядка 80 000 руб. Для сравнения: на такую же зарплату может претендовать механизатор, управляющей техникой в жилищно-коммунальном хозяйстве. При этом его работа не связана с ответственностью за пассажиров.
Директор по развитию бизнеса компании FM Logistic в России Алексей Мисаилов отмечает, что в целом логистический рынок сейчас вынужден конкурировать за водителей, поскольку кадры уходят работать в доставку и электронную торговлю. Кроме того, на фоне открытия новых объектов ретейла в регионах, увеличивается объем междугородних перевозок, соответственно, дефицит водителей наблюдается и в этом сегменте логистического рынка. Из сферы общественного транспорта кадры вымываются в связи с растущей конкуренцией в других отраслях, считают эксперты.
Перцовский полагает, что дефицит водителей будет стимулировать дальнейший рост предлагаемых зарплат. «Но со временем потенциал ускоренного роста зарплат будет исчерпан», – добавил он. Бурцев выразил мнение, что решить проблему дефицита водителей можно только системной и плановой работой по привлечению кадров в отрасль, а также предоставлением дополнительных преимуществ. «Речь может идти о предоставлении служебного жилья, бесплатном проезде в общественном транспорте и других льготах. Сейчас системная работа по привлечению водителей фактически отсутствует», – добавил он.