Петербург и Петергоф связали новым регулярным водным маршрутом

Регулярных рейсов может быть больше, но городу не хватает причальной инфраструктуры, говорят эксперты
Для новых маршрутов группа компаний будет использовать причалы, находящиеся в собственности города /t.me/astramarinespb

Группа компаний «Астра Марин» запустила новый водный регулярный рейс на «Метеорах» для связи Санкт-Петербурга с Петергофом. 31 мая компания выполнила первый рейс с Васильевского острова от причала на набережной Макарова, 34 к причалу № 5 в Петергофе.

Как рассказал журналистам генеральный директор группы Андрей Кузнецов, ежедневно по этому маршруту будут отправляться семь рейсов в каждую сторону. Время поездки составляет 30 минут. Председатель городского комитета по транспорту Валентин Енокаев пояснил изданию «Ведомости Северо-Запад», что причал на набережной Макарова и ранее использовался для водных перевозок, однако регулярное сообщение с этого причала запущено впервые за последние 25 лет.

Кроме того, в июне «Астра Марин» запустит еще один водный регулярный маршрут – с Адмиралтейской набережной, 10 к причалу «Зимняя пристань» в Кронштадте. Пока последний закрыт на реконструкцию, но сообщение заработает, как только причал в Кронштадте откроют после ремонта.

Для обоих маршрутов группа компаний будет использовать причалы, находящиеся в собственности города. У «Астра Марин» есть и три собственных частных причала: «Спуск со львами» на Адмиралтейской набережной, Румянцевский спуск на Университетской набережной и «Крестовский остров» на набережной Мартынова. Но как пояснил Кузнецов, для запуска регулярных маршрутов нужны льготы от властей. Смольный предоставляет судоходным компаниям льготы на причаливание к городской инфраструктуре, что позволяет снизить конечную стоимость билета примерно на треть. Сама стоимость причаливания в структуре цены билета составляет порядка 60%.

«У нас есть свои причалы, но их обслуживание обходится дорого. Есть затраты на пост транспортной безопасности, также нужно поддерживать причалы в хорошем техническом состоянии», – отметил Кузнецов, добавив, что речь идет о десятках миллионов рублей в год. Чтобы увеличивать количество регулярных маршрутов, городу необходимо наращивать число причалов, подчеркнул он. Сейчас «Астра Марин» владеет девятью скоростными судами, но их загрузка не превышает 60-65%. Потенциал для увеличения пассажиропотока есть, но нужны новые места отправления и остановок.

По данным комитета по транспорту, в настоящий момент в Петербурге действуют 19 причалов, которые находятся в собственности города. Ранее Агентство внешнего транспорта сообщало, что до 2028 г. в Петербурге должны быть построены еще три причала. Енокаев в беседе с изданием отметил, что планы по наращиванию числа причалов зависят от дальнейшей динамики пассажиропотока.

Напомним, что по данным Агентства внешнего транспорта, общий пассажиропоток по водным маршрутам Петербурга, включая экскурсионно-прогулочные и регулярные транспортные, в 2023 г. составил около 4 млн человек. По сравнению с 2022 г. он вырос на 14%. В 2022 г. водными маршрутами воспользовались 3,5 млн человек, что на 52% больше, чем в предыдущем году, а 2021 г. по сравнению с 2020 г. количество пассажиров выросло на 50%. Таким образом, в прошлом году темпы прироста пассажиропотока замедлились.

Опрошенные изданием эксперты отмечают, что водными маршрутами в Петербурге сейчас в основном пользуются туристы, однако потенциал наращивания туристического потока не бесконечен. Для активного развития причальной сети со стороны города и появления новых регулярных маршрутов со стороны судоходных компаний нужна модель, которая позволит использовать водные перевозки как альтернативу общественному транспорту – не только в Кронштадт и Петергоф, но и по рекам и каналам Петербурга.

«Число причалов должно увеличиваться, чтобы осуществлять не только коммерческие поездки, но и социальные, например, с оплатой по Единой карте петербуржца. Нужна разветвленная сеть причалов, которая позволит включить водные перевозки в логистику маршрутов. Сами причалы тоже нужно модернизировать, чтобы этот вид перевозок был массовым», – отметил в беседе с изданием депутат Законодательного собрания Петербурга Алексей Цивилев.

Он добавил, что для массового развития водных регулярных маршрутов потребуются и новые суда, по его мнению, это могут быть водные электрические трамваи. Такой опыт уже есть в Москве. В 2023 г. в столице запустили регулярные речные маршруты на электросудах. Речные трамваи ходят каждые 20 минут. Эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев отмечает, что в контексте развития водных перевозок в Петербурге есть и другая проблема – недостаток транспортного сообщения с причалами.

К большинству причалов нет достаточного транспортного сообщения, это касается и причалов на Адмиралтейской и Дворцовой набережных, говорит эксперт. «Город должен быть заинтересован в развитии такой модели, пока же водные перевозки в большей степени рассчитаны на туристов», – резюмировал он.