Петербург и Петергоф связали новым регулярным водным маршрутом
Регулярных рейсов может быть больше, но городу не хватает причальной инфраструктуры, говорят экспертыГруппа компаний «Астра Марин» запустила новый водный регулярный рейс на «Метеорах» для связи Санкт-Петербурга с Петергофом. 31 мая компания выполнила первый рейс с Васильевского острова от причала на набережной Макарова, 34 к причалу № 5 в Петергофе.
Как рассказал журналистам генеральный директор группы Андрей Кузнецов, ежедневно по этому маршруту будут отправляться семь рейсов в каждую сторону. Время поездки составляет 30 минут. Председатель городского комитета по транспорту Валентин Енокаев пояснил изданию «Ведомости Северо-Запад», что причал на набережной Макарова и ранее использовался для водных перевозок, однако регулярное сообщение с этого причала запущено впервые за последние 25 лет.
Кроме того, в июне «Астра Марин» запустит еще один водный регулярный маршрут – с Адмиралтейской набережной, 10 к причалу «Зимняя пристань» в Кронштадте. Пока последний закрыт на реконструкцию, но сообщение заработает, как только причал в Кронштадте откроют после ремонта.
Для обоих маршрутов группа компаний будет использовать причалы, находящиеся в собственности города. У «Астра Марин» есть и три собственных частных причала: «Спуск со львами» на Адмиралтейской набережной, Румянцевский спуск на Университетской набережной и «Крестовский остров» на набережной Мартынова. Но как пояснил Кузнецов, для запуска регулярных маршрутов нужны льготы от властей. Смольный предоставляет судоходным компаниям льготы на причаливание к городской инфраструктуре, что позволяет снизить конечную стоимость билета примерно на треть. Сама стоимость причаливания в структуре цены билета составляет порядка 60%.
«У нас есть свои причалы, но их обслуживание обходится дорого. Есть затраты на пост транспортной безопасности, также нужно поддерживать причалы в хорошем техническом состоянии», – отметил Кузнецов, добавив, что речь идет о десятках миллионов рублей в год. Чтобы увеличивать количество регулярных маршрутов, городу необходимо наращивать число причалов, подчеркнул он. Сейчас «Астра Марин» владеет девятью скоростными судами, но их загрузка не превышает 60-65%. Потенциал для увеличения пассажиропотока есть, но нужны новые места отправления и остановок.
По данным комитета по транспорту, в настоящий момент в Петербурге действуют 19 причалов, которые находятся в собственности города. Ранее Агентство внешнего транспорта сообщало, что до 2028 г. в Петербурге должны быть построены еще три причала. Енокаев в беседе с изданием отметил, что планы по наращиванию числа причалов зависят от дальнейшей динамики пассажиропотока.
Напомним, что по данным Агентства внешнего транспорта, общий пассажиропоток по водным маршрутам Петербурга, включая экскурсионно-прогулочные и регулярные транспортные, в 2023 г. составил около 4 млн человек. По сравнению с 2022 г. он вырос на 14%. В 2022 г. водными маршрутами воспользовались 3,5 млн человек, что на 52% больше, чем в предыдущем году, а 2021 г. по сравнению с 2020 г. количество пассажиров выросло на 50%. Таким образом, в прошлом году темпы прироста пассажиропотока замедлились.
Опрошенные изданием эксперты отмечают, что водными маршрутами в Петербурге сейчас в основном пользуются туристы, однако потенциал наращивания туристического потока не бесконечен. Для активного развития причальной сети со стороны города и появления новых регулярных маршрутов со стороны судоходных компаний нужна модель, которая позволит использовать водные перевозки как альтернативу общественному транспорту – не только в Кронштадт и Петергоф, но и по рекам и каналам Петербурга.
«Число причалов должно увеличиваться, чтобы осуществлять не только коммерческие поездки, но и социальные, например, с оплатой по Единой карте петербуржца. Нужна разветвленная сеть причалов, которая позволит включить водные перевозки в логистику маршрутов. Сами причалы тоже нужно модернизировать, чтобы этот вид перевозок был массовым», – отметил в беседе с изданием депутат Законодательного собрания Петербурга Алексей Цивилев.
Он добавил, что для массового развития водных регулярных маршрутов потребуются и новые суда, по его мнению, это могут быть водные электрические трамваи. Такой опыт уже есть в Москве. В 2023 г. в столице запустили регулярные речные маршруты на электросудах. Речные трамваи ходят каждые 20 минут. Эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев отмечает, что в контексте развития водных перевозок в Петербурге есть и другая проблема – недостаток транспортного сообщения с причалами.
К большинству причалов нет достаточного транспортного сообщения, это касается и причалов на Адмиралтейской и Дворцовой набережных, говорит эксперт. «Город должен быть заинтересован в развитии такой модели, пока же водные перевозки в большей степени рассчитаны на туристов», – резюмировал он.