Власти Петербурга расширят сеть городских причалов
До 2026 г. в Северной столице откроют еще две городских пристани, вложив в них 35,5 млн руб.В Санкт-Петербурге до 2026 г. откроют два городских причала, таким образом, их количество увеличится до 21. Общий объем затрат в оба объекта составит 35,5 млн руб. Как рассказала изданию «Ведомости Северо-Запад» директор «Агентства внешнего транспорта» Александра Бахмутская, до конца августа этого года в Петербурге откроется новый причал у «Музея Фаберже» на набережной реки Фонтанки. Объем затрат в его строительство составил 8,8 млн руб. «Сейчас осуществляются финальные работы. Планируется до конца августа начать швартовки», – уточнила она.
Кроме того, в навигацию 2025 г. откроется еще один городской причал – «Летняя пристань» в Кронштадте, который был передан «Агентству внешнего транспорта» в текущем году. Ранее он был закрыт на ремонт. Как городской причал «Летняя пристань» не эксплуатировалась.
«В будущую навигацию причал начнет функционировать как городской – для швартовки пассажирских судов. При этом он будет также включать специализированную стоянку для изъятых и задержанных маломерных судов. Поскольку судоходство в Кронштадте развивается, буксировать задержанные суда в Петербург на единственную специализированную стоянку (на Приморском проспекте) крайне не рентабельно и занимает много времени», – пояснила она. Объем затрат на обустройство стоянки и ремонт причала «Летняя пристань» составит 26,7 млн руб.
На текущий момент в Петербурге работают 19 городских причалов и более 50 – частных. Бахмутская выразила мнение, что дальнейший потенциал для развития городских причалов в Петербурге еще есть. Она пояснила, что городские причалы (общего пользования) должны появляться в наиболее значимых местах, чтобы обеспечить равные возможности для использования этих локаций перевозчиками.
Опрошенные изданием участники рынка сошлись во мнении, что причалы будут востребованы с учетом роста пассажиропотока на водных маршрутах. По данным «Агентства внешнего транспорта», пассажиропоток на речных круизах в Петербурге в 2023 г. составил 185 000 человек, что на 17,8% больше, чем в 2022 г. и на 55,5% больше, чем в 2021 г.
«Городские причалы крайне необходимы, особенно в известных и популярных туристических местах, привлекательных для туристов и жителей Петербурга. Пассажиропоток из года в год увеличивается, и для комфортной и безопасной перевозки жителей и гостей Петербурга нужна современная городская инфраструктура», – говорит генеральный директор ГК «Астра Марин» Андрей Кузнецов.
Однако ключевой вопрос состоит не столько в количестве объектов, которые будут открываться в перспективе, сколько в их качестве и локациях, отмечают представители судоходных компаний. Что касается причала у «Музея Фаберже», то здесь значительным плюсом выступает месторасположение объекта.
«Причал «Музей Фаберже» будет являться одним из центральных на реках и каналах под управлением «Агентства внешнего транспорта». При этом важно, что по большей части этот причал будет использоваться не для частных швартовок, а для коммерческих туристических маршрутов, причальную инфраструктуру которых будут обеспечивать город», – говорит генеральный директор судоходной компании «Нева Тревел» Юрий Набатов.
В компании «Водоходъ. Пассажирский порт» также выразили мнение, что причал у «Музея Фаберже» будет востребован. «Сейчас растет спрос на короткие рейсы, для этого нужны остановки. Перевозчик может взять причал в аренду, а не пользоваться городским объектом общего пользования, но это большая статья расходов, поскольку в таком случае перевозчик берет на себя обязательства по содержанию причала. А в случае использования городского причала он платит только за время швартовки», – пояснили в пресс-службе компании.
Что касается причала «Летняя пристань» в Кронштадте, то он также может быть включен в водные маршруты перевозчиков с учетом развития этого туристического направления. Но он находится в удалении от туристического центра. Расстояние между «Летней пристанью» и Музеем военно-морской славы в Кронштадте, где в частности находится знаменитая подлодка К-3 «Ленинский комсомол», составляет пять км. Соответственно, будет иметь значение, как будут организованы мультимодальные перевозки, включая наземное сообщение при помощи автобусов, отметили в компании «Водоходъ. Пассажирский порт».
Для полноценной эксплуатации причала «Летняя пристань» необходимо ввести в эксплуатацию и фарватер 10А, который напрямую соединит Петербург с Кронштадтом, подчеркнул Набатов. Это позволит в том числе не прекращать водные прогулки, например, во время репетиций Главного военно-морского парада. Фарватер 10А идет в стороне от основных судоходных путей, таким образом, его использование позволит снизить нагрузку на Петровский и Морской каналы.
«При этом нужно отметить, что «Летняя пристань» находится на восточной конечности Кронштадта и удалена от активно развивающейся центральной и западной конечности города. Поэтому рассматривать ее как полноценный туристический причал в настоящее время не стоит», – резюмировал Набатов.