Спрос на школьных учителей в Петербурге вырос более чем в полтора раза

При этом число кандидатов на одну вакансию сократилось с 10 до 6 человек
Представители сферы образования подтверждают, что спрос на учителей растет гораздо быстрее, чем предложение /freepik

В январе-августе этого года образовательные учреждения Санкт-Петербурга разместили более 1600 вакансий для школьных учителей. Это на 55% больше, чем за восемь месяцев прошлого года, сообщили в рекрутинговой компании HeadHunter в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад».

При этом на учителей конкретных предметов спрос вырос кратно. Так, число вакансий для школьных преподавателей биологии увеличилось в 3,6 раза, а географии – в 3,1 раза. Тройку замыкают учителя русского языка с приростом почти в два раза. В абсолютных же цифрах основная доля вакансий приходится на учителей начальных классов и математики – по 20% от общего объема.

Число резюме на позицию учителя за тот же период приросло всего на 5%. На данный момент на одну вакансию учителя претендуют шесть кандидатов. «Это в целом укладывается в норму для рынка труда. Но динамика показывает, что конкуренция среди учителей за рабочие места падает. В прошлом году на одно рабочее место претендовали порядка 10 человек. С одной стороны, снижение конкуренции вызвано повышенным спросом работодателей, а с другой – не слишком большим ростом числа соискателей, прокомментировала изданию директор HeadHunter СЗФО Юлия Сахарова.

Опрошенные изданием представители сферы образования подтверждают, что спрос на учителей растет гораздо быстрее, чем предложение. Хотя ситуацию в отрасли нельзя охарактеризовать как дефицит кадров, значительный отток педагогов все же наблюдается. В результате происходит ротация, что приводит к увеличению числа вакансий. Причины, по которым учителя продолжают уходить из школ, обусловлены повышенной нагрузкой на фоне относительно невысоких зарплат, что стимулирует педагогов уходить в другие сферы.

По словам председателя территориальной организации профсоюза «Учитель» в Санкт-Петербурге Ольги Калугиной, значительный объем нагрузки на учителя связан с бумажной работой и отчетностью, которая осуществляется педагогом помимо его основной работы, направленной на обучение детей.

«Во всех образовательных организациях действует внутренняя система оценки качества образования. Это локальный акт, который должен быть сформирован каждой школой. И с этим актом должны быть ознакомлены учителя. Но есть учреждения, в которых этот акт прописан достаточно формально. В этом случае отчетность может носить хаотичный характер. Есть примеры, когда учитель находится в отпуске, но его вызывают, чтобы заполнить отчеты. Заполнить дистанционно их невозможно, поскольку нужно иметь доступ к журналам, учебным ведомостям», – пояснила она.

Помимо этого на учителя ложится нагрузка, связанная с дополнительными мероприятиями, а также дежурствами. Порядок дежурств тоже должен быть прописан, но и он нередко носит хаотичный характер, что может увеличивать количество часов работы, пояснила она.

Член совета межрегионального профсоюза работников образования Всеволод Луховицкий также отмечает, что количество дополнительных мероприятий постоянно увеличивается. «Все больше внимания в школах стали уделять профориентации. Это дополнительная нагрузка к тем задачам, которые прописаны в трудовом договоре учителя. Кроме того, в программе появляются новые предметы, к ним нужна подготовка», – добавил он. Например, с 1 сентября этого года для школьников (с пятого класса) вводится новый предмет «Семьеведение». На предмет выделяется 34 учебных часа в год в рамках внеурочной деятельности.

Важно отметить, что высокая нагрузка на учителя недостаточно компенсируется финансовыми стимулами. По данным HeadHunter, средняя предлагаемая зарплата школьного учителя в Петербурге за год выросла всего на 6% (то есть ниже уровня инфляции) до 52 000 руб. В разрезе конкретных предметов наиболее высокие зарплаты фиксируются у учителей информатики – 60 000 руб. За год они выросли на 20%.

«То, что зарплаты учителей информатики показали значительный прирост, связано со спросом на специалистов в сфере информационных технологий. Учителя информатики востребованы как в школах, так и в компаниях, что приводит к повышению их заработной платы», – говорит преподаватель кафедры бизнес-информатики Президентской академии в Санкт-Петербурге Святослав Державин.

При этом в абсолютном выражении средние предлагаемые зарплаты учителей остаются скромными, но необходимо понимать, что зарплата педагога зависит от трех составляющих: оклада, стимулирующих выплат и компенсаций (например, за совместительство и выход на работу в выходные дни).

Согласно анализу на основе данных мониторинга Минпросвещения России совместно с Общероссийским профсоюзом образования, который был опубликован еще по итогам I квартала этого года, номинальная зарплата учителей в Петербурге уже превысила 85 000 руб.

«Оклад школьного учителя высшей категории со стажем более 20 лет составляет порядка 40 000 руб., чтобы получать около 80 000 (без вычета НДФЛ), учитель должен работать на две ставки, соответственно, окладную часть нужно увеличивать. При этом администрация школы может получать более 100 000 руб.», – отметила Калугина. Средняя нормативная ставка учителя составляет 18 часов в неделю. Сюда входит ведение занятий по школьной программе без учета методической работы.

Луховицкий добавляет, что реальные зарплаты школьных педагогов варьируются в зависимости от часов работы, но с учетом всех факторов часть учителей уходит из школы, например, в сферу платных образовательных услуг, которая не сопряжена с дополнительной нагрузкой и отчетностью. Отток происходит и в сферы, не связанные с образованием.

«Рынок труда в целом также влияет на спрос на учителей. Например, если в других сферах заработная плата выше, чем у педагогов, то это может привести к оттоку специалистов из сферы образования. То, что спрос наиболее вырос на учителей конкретных предметов, на мой взгляд, в первую очередь связано с внешними факторами, например, с возникновением вирусов и заболеваний, которые требуют усилий со стороны медиков. Поэтому актуален запрос на преподавателей по биологии. С другой стороны, в связи с изменениями в геополитической обстановке спрос на преподавателей по географии также понятен», – резюмировал Державин.

.