Власти Ленобласти планируют до конца года завершить транспортную реформу

Однако остаются трудности с поиском компаний-перевозчиков на ряде региональных маршрутов
С 1 января 2025 г. в регионе запустят более 450 новых автобусов /пресс-служба правительства Ленинградской области

Власти Ленинградской области рассчитывают в срок завершить проведение транспортной реформы. К 1 января 2025 г. на межмуниципальные и смежные регулируемые маршруты должны выехать в общей сложности 455 новых автобусов, что позволит увеличить объем транспортной работы на 15%. Об этом на встрече губернатора Ленобласти Александра Дрозденко с депутатами областного Законодательного собрания рассказал председатель регионального комитета по транспорту Михаил Присяжнюк.

Напомним, что 1 февраля 2024 г. в рамках реформы общественного транспорта компании-перевозчики вывели на маршруты 70 новых автобусов. Затем в течение года их количество продолжало постепенно увеличиваться.

Для закупки первой партии новых автобусов было направлено 1,2 млрд руб. Из общей суммы затрат 800 млн руб. выделили власти региона в рамках федерального казначейского кредита, еще 400 млн руб. заплатили перевозчики. При этом общая стоимость затрат в рамках транспортной реформы в течение 5 лет (с учетом контрактации маршрутов) оценивается в 8,35 млрд руб. Такие данные в сентябре 2023 г. приводил первый заместитель председателя правительства Ленинградской области Роман Марков.

Присяжнюк объяснил, что власти региона компенсируют перевозчикам 30% от стоимости автобуса. Кроме того, за счет использования лизинга по линии АО «ГТЛК» ставка на приобретение техники для перевозчиков снижается с рыночных 25-30% до 6%.

По данным властей, стоимость автобуса среднего класса с учетом установки дополнительного технического оборудования на текущий момент составляет 10 млн руб., а большого класса – 20 млн руб. Присяжнюк добавил, что повышение утилизационного сбора приведет к дальнейшему росту стоимости автобусов.

Напомним, что Ленинградская область заключает с перевозчиками нетто-контракт, т.е. оплачивает работу на маршрутах без учета объемов перевозки. При этом плата от пассажиров остается у перевозчика. Также в стоимость контракта заложены средства для компенсации недополученной выгоды, в том числе из-за действия льготных тарифов. Присяжнюк уточнил, что на заключение госконтрактов в 2024 г. выделено 1,3 млрд руб. Но есть и нерегулируемые маршруты, в рамках которых перевозчик не получает компенсацию от упущенной выгоды.

При этом власти региона столкнулись с трудностями при заключении договоров на перевозки по отдельным маршрутам, в первую очередь – нерегулируемым. Например, на маршрут Кириши–Тихвин не удалось найти перевозчика для заключения контракта. «Неоднократно проводили конкурсные процедуры, никто не заявился. Если никто опять не придет, то будем обращаться к регбюджету и переводить его в регулируемый маршрут [т.е. субсидировать. – "Ведомости"]», — прокомментировал он.

Однако не во всех случаях власти готовы финансировать маршруты из бюджета. Так произошло с направлением Светогорск–Девяткино. Присяжнюк объяснил, что стоимость проезда на данном маршруте составляет более 600 руб. и более 200 руб. – для льготников. Чтобы обеспечивать работоспособность этого направления и компенсировать перевозчику упущенную выгоду, из бюджета необходимо выделить 300 млн руб.

«Маршрут экономически нецелесообразный для перевозчика: более 4 часов в пути, более 600 руб. – цена билета. При том, что в Выборге можно пересесть на электропоезд», — рассказал он.

Также для обеспечения работоспособности маршрута Тихвин–Санкт-Петербург потребовалась помощь Минтранспорта РФ. «Автобус проходит по трем субъектам: Новгородская, Ленинградская области и Петербург. К сожалению, мы уже не можем устанавливать регулируемые маршруты, это полномочия Минтранса», — рассказал он.

Кроме того, в рамках выполнения президентского поручения по модернизации общественного транспорта к 2030 г. доля автобусов в эксплуатации не больше 10 лет в регионе должна составить 85%. Сейчас в Ленобласти этот показатель находится на уровне 69%.

«Например, автобус из Соснового Бора проезжает порядка 700 км в день. Этот автобус не продержится и пяти лет, поэтому будем стремиться к обновлению автобусов в пятилетнем интервале», – резюмировал он.

Напомним, что Ленобласть запустила транспортную реформу вслед за Северной столицей, которая обновила автопарк в 2022 г. Смольный заключил брутто-контракты до 2028 г. с перевозчиками «Вест-сервис», «Третий парк», «Домтрансавто» и «Такси» (контракт был расторгнут в сентябре 2024 г.), а также ГУП «Пассажиравтотранс». Также в рамках реформы было закуплено более 2800 новых автобусов российского и белорусского производства.