Депутаты Петербурга планируют защитить детей от вредоносного контента грантами

Законодатели одобрили документ о грантах на соцрекламу, которая направлена на защиту детей от «вредной» информации
Проект вносит изменения в уже действующий закон «О грантах Санкт-Петербурга на производство и размещение социальной рекламы» /freepik

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга предложили расширить меры противодействия деструктивному контенту в Интернете. Речь идет о законопроекте, который позволит некоммерческим организациям (НКО) получать гранты на производство социальной рекламы для защиты детей от вредной для них информации. Соответствующий документ 23 октября парламентарии приняли в первом чтении. Его поддержали 39 депутатов, против инициативы выступил только один. Тем не менее документ вызвал в городском парламенте широкую дискуссию.

Данный проект вносит изменения в уже действующий закон «О грантах Санкт-Петербурга на производство и размещение социальной рекламы». Согласно действующему закону НКО могут претендовать на гранты из средств городского бюджета на производство социальной рекламы по ряду различных направлений. Среди них – охрана окружающей среды и бережное отношение к животным, популяризация донорства костного мозга, профилактика социально значимых заболеваний, укрепление семейных ценностей и т. д.

Новый законопроект (в случае его окончательного принятия) расширит этот перечень, таким образом, список дополнится тематикой, связанной с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Как пояснил представитель от авторов законопроекта депутат Всеволод Беликов, проект закона подготовлен в целях реализации Стратегии комплексной безопасности детей РФ на период до 2030 г.

«Мы видим, как в современном обществе информация может в том числе и вредить, как она может оказывать влияние на наших детей, внуков, их неокрепшие души», – добавил Беликов, уточнив, что законопроект поддержал губернатор Петербурга Александр Беглов.

Инициатива вызвала множество вопросов. Так, депутат Марина Шишкина обратила внимание на формулировку в пояснительной записке к документу. «Я читаю пояснительную записку, в ней есть серьезная фраза: «Деструктивное воздействие через средства массовой информации. Сеть Интернет формирует негативную морально-психологическую атмосферу, способствует росту психических заболеваний, разрушает сложившиеся нормы нравственности, провоцирует противоправное поведение, наносит моральный вред, а также вред здоровью»», – процитировала Шишкина. Она подчеркнула, что деструктивный контент уже регулируется законом о СМИ и рекламе, соответственно, остается неясным, о противодействии какой конкретно информации пойдет речь в социальной рекламе.

После ряда вопросов от нескольких депутатов Беликов привел ряд примеров, когда, по его мнению, информацию можно считать «вредной». В том числе он привел в пример информацию о квадроберах (квадробинг – неофициальный вид спорта, в котором люди перемещаются на четвереньках, имитируя движения животных).

 «В обществе идет некий дискурс, который подогревается общественным мнением. Кто не знал (о квадроберах. – «Ведомости»), ничего не делал. А кто-то увидел, ему понравилось. И вот они уже собираются в стайки в лесах, надевают маски, бегают в поиске желудей», – ответил Беликов. Он также добавил, что примеры деструктивной информации могут касаться сексуальных отношений между подростками и контента, призывающего к самоубийству.

Авторы законопроекта не сообщают, потребует ли его принятие увеличения финансирования из бюджета. У города уже есть действующий порядок предоставления субсидий, но, по мнению самого Беликова, сумму нужно увеличивать. Напомним, что в начале мая этого года губернатор Петербурга подписал постановление городского правительства о порядке предоставления в 2024 г. субсидий для социально ориентированных НКО на производство и размещение социальной рекламы. Всего на субсидии выделено 8,1 млн руб. Максимальный размер одной субсидии не может превышать 2,7 млн руб., что составляет треть от общего объема средств, предусмотренных городским бюджетом в 2024 г. на выплату грантов для производства и размещения социальной рекламы.

Опрошенные изданием эксперты отмечают, что посыл законопроекта в целом представляется понятным, но предмет обсуждения уже регулируется другими законами. «Существует специальный закон № 436-ФЗ от 29.12.12.2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в котором даны определения такой информации и установлены меры противодействия ее распространению. Плохо себе представляю, как в этом направлении может помочь социальная реклама, так как не очень понятно, что будет рекламируемой «услугой», – говорит партнер АБ «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов.

Адвокат, партнер компании «Братья Яблоковы» Артем Яблоков обращает внимание на то, что пункт № 6 статьи № 6 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ указывает на то, что в рекламе не допускается показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, в том числе к причинению себе физического вреда.

По мнению Некрестьянова, с учетом того количества законов и подзаконных актов, что принимаются ежегодно, несовершенства наблюдаются во всех сферах правового регулирования, однако с каждой новой поправкой регулирование становится все сложнее и тяжелее к соблюдению, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту.

«Хочется обратить внимание инициаторов на то, что более серьезные последствия для детской психики способны причинить внутрисемейные конфликты и негативная социальная адаптация в среде сверстников. Именно это делает ребенка восприимчивым к влиянию, в том числе к информации в Интернете», – резюмировал Яблоков.