Петербургские компании увеличили спрос на работников в сфере ИИ в два раза

Больше всего выросло число вакансий для SMM-менеджеров, но основную долю от общего объема занимают разработчики
Медианная зарплата в вакансиях, где упоминается ИИ, составляет 100 000 руб., но средний диапазон существенно шире – от 30 000 до 350 000 руб. /freepik

За январь-октябрь этого года петербургские работодатели разместили 5300 вакансий с упоминанием искусственного интеллекта (ИИ). Это в два раза больше, чем за аналогичный период 2023 г., сообщили в рекрутинговой компании HeadHunter в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад».

Количество вакансий для разработчиков продуктов ИИ за тот же период увеличилось на 46%, для дизайнеров – в два раза, маркетологов – в 2,2 раза, а менеджеров по продажам, которые предлагают продукты, связанные с ИИ, – в 2,5 раз.  Еще больший, фактически взрывной рост показали вакансии для SMM-менеджеров, в которых упоминается ИИ. На этих специалистов спрос вырос в 3,3 раза.

Несмотря на то, что разработчики показали более скромный рост по сравнению с другими специальностями, где упоминается ИИ, в абсолютном выражении на них приходится наибольшая доля (14%) от общего объема таких вакансий, размещенных за январь-октябрь этого года. За ними следуют менеджеры по продажам с долей в 11%, дизайнеры и художники – 7%, маркетологи – 5% и SMM-менеджеры – 4%.

Что касается резюме соискателей, в которых упоминаются навыки работы с ИИ, то здесь основную долю (21%) занимают программисты. За ними следуют руководители проектов – 13%, дизайнеры –  9% и аналитики –  8%. Всего за год (с октября 2023 г. по октябрь 2024 г.) на платформе было размещено 20 200 таких резюме от соискателей из Петербурга.

На настоящий момент медианная зарплата в вакансиях, где упоминается ИИ, составляет 100 000 руб., за год она увеличилась на 15%. Однако средний диапазон таких зарплат существенно шире и составляет от 30 000 до 350 000 руб. При этом за год он не изменился.

Причины взрывного роста

Опрошенные изданием представители ИТ-компаний также отмечают, что спрос на работников в сферах, где применяется искусственный интеллект, в целом активно растет. То, что SMM-менеджеры, маркетологи и дизайнеры показали более выраженную динамику по сравнению с разработчиками во многом связано с эффектом низкой базы.

«Такое увеличение спроса на SMM-менеджеров, маркетологов, дизайнеров, менеджеров по продажам сейчас характерно, скорее, для малого и среднего бизнеса, который начал активно работать в сегменте e-commerce, а также продвигать свои товары и услуги в интернете. Небольшие компании активно выходят на маркетплейсы и для работы в сети им нужно закрывать соответствующие позиции. В крупном бизнесе резкого роста спроса на этих специалистов со знанием инструментов и технологий на базе ИИ нет», – говорит коммерческий директор департамента аналитических решений ГК «КОРУС Консалтинг» Константин Смирнов.

С другой стороны, заместитель генерального директора по науке компании «СиСофт Девелопмент» Михаил Бочаров отметил, что на этой тенденции сказывается и тот фактор, что искусственный интеллект пока эффективнее всего проявляет себя в креативных направлениях. «Он в основном берет на себя часть работы с визуальными материалами и текстами. Однако это временное явление», – подчеркнул он.

В целом эксперты сходятся во мнении, что рост спроса на эти позиции обусловлен возможностью автоматизировать рутинные задачи, которая постепенно развивается на фоне все большего проникновения ИИ. «Компании стремятся использовать искусственный интеллект для улучшения маркетинговых стратегий и увеличения продаж, автоматизируя рутинные задачи и анализируя большие объемы данных для персонализации предложений», – добавил директор по информационным технологиям «EdgeЦентр» Сергей Липов.

Ключевое звено

Несмотря на то, что разработчики показали более скромный прирост по сравнению с рядом других специальностей, именно их роль остается ключевой в разработке и внедрении ИИ-технологий, говорят эксперты. По словам руководителя продуктового направления «Расчеты. Электронные онлайн-платежи» компании «Диасофт» Сергея Добриднюка, наиболее эффективно ИИ применяется, когда есть обширная оцифрованная база данных для тренировки моделей и оцифрованная продуктовая система для оперативного изменения сценариев взаимодействия.

«Первыми цифровыми платформами с такой архитектурой стали сферы интернет-маркетинга и интернет-продаж. Появился даже термин для такого рода платформ AI + DT + IoT, где AI – это системы принятия решения на основе искусственного интеллекта, DT – оцифрованные данные, IoT – «интернет вещей» (система удаленного взаимодействия физических объектов между собой и внешней средой, которая реализуется при помощи специализированного оборудования, программного обеспечения – примечание ред.). До последнего шага российские разработчики пока не дошли, но с появлением активных устройств, например, голосовых помощников, умных видеокамер, умных часов, смартфонов с сенсорами, сценарии работы выйдут на новый уровень», – пояснил Добриднюк.

Смирнов отметил, что спрос на программистов-разработчиков ИИ-решений исходит именно от крупного бизнеса. Однако высококвалифицированных кадров не хватает, поэтому сейчас активно развивается подход Citizen Data Since, при котором enterprise-компании (создание ИТ-решений для крупного бизнеса или госпредприятий) пытаются найти и внедрить решения, которые позволяют создавать несложные ИИ-модели, не являясь при этом разработчиком, добавил он.

При этом эксперты отмечают, что спрос на специалистов со знанием ИИ постепенно растет и в государственном секторе. В частности, это связано с тем, что сервисы на основе анализа больших данных и ИИ внедряются во все большее количество региональных проектов. Например, в Петербурге с 2021 г. на «горячей линии» МФЦ звонки от горожан принимает голосовой помощник «Аврора». В 2023 г. она обработала 128 490 обращений, а за неполный 2024 г. их число увеличилось почти в 10 раз. Кроме того, нейросети были внедрены в систему «Городской центр видеонаблюдения».

«Спрос на специалистов по ИИ в государственном секторе значительно увеличивается. Бюрократический аппарат — это та сфера, где существующий уровень ИИ может быть применен для выполнения рутинных задач наиболее эффективно», – говорит Бочаров. Смирнов добавил, что в настоящий момент наиболее популярной сферой для использования ИИ в госсекторе являются услуги населению, где применяются большие языковые модели – например, в ботах-помощниках или при роботизации коллцетров. Поэтому в госсекторе по большей части востребованы именно специалисты, умеющие работать с этими моделями.

Кадрам не хватает опыта

Тем не менее, дальнейшее развитие проектов с применением ИИ в перспективе может столкнуться с нехваткой компетентных специалистов в этой сфере, полагает ряд представителей ИТ-сферы. «Дефицит кадров наблюдается в целом во всей ИТ-отрасли. Рынок не испытывает недостатка в начинающих специалистах, не хватает именно опытных профессионалов уровня middle и senior. Если же говорить об использовании технологий ИИ в самой разработке, то такой подход требует высокой квалификации и может заменить только труд начинающих специалистов, так как он требует вычитки кода, его правки. Не всегда в коде, созданном ИИ, применяются эффективные алгоритмы. Поэтому его приходится переписывать», – пояснил директор по стратегическим проектам компании «Ланит-Терком» Кирилл Чурилин.

Смирнов прогнозирует, что с развитием ИИ-технологий на рынке труда будет появляться все больше вакансий, связанных с искусственным интеллектом. Однако одним из препятствий является то, что ИИ-решения базируются на Big Data, а в настоящий момент немногие компании и организации собирают, обрабатывают и умеют хранить данные. «Кроме того, препятствием можно назвать несколько завышенные ожидания бизнеса от технологий на базе ИИ – зачастую их внедрение и использование подразумевает серию экспериментов, которые не сразу окупаются или дают какой-то видимый эффект», – пояснил он.

С другой стороны, генеральный директор компании Git in Sky Сергей Житинский полагает, что ИИ в перспективе будет все чаще фигурировать в вакансиях, связанных с маркетингом и продажами. «Эти сферы с применением ИИ должны выигрывать в эффективности, поэтому вскоре специалисты по продажам и маркетологи должны будут владеть такими навыками, без этого компания будет проигрывать конкурентам. Поэтому спрос расти на этих специалистов и далее будет расти», – заключил он.