Реклама / monopoly.online Erid:LdtCKZUoj

Логистика «в тетрадке» vs цифровые платформы

Как один из самых консервативных рынков переходит в диджитал
Татьяна Соловьева /«Монополия»

Директор по продуктам Monopoly.Online Татьяна Соловьева – о том, как транспортно-логистическая компания «Монополия» выросла из традиционного грузоперевозчика в ИТ-платформу и создает уникальные цифровые продукты, а также о неочевидных трендах рынка, на которые перевозчикам стоит обратить внимание уже сегодня.

Monopoly.Online – это платформа цифровой логистики, которая благодаря алгоритмам мэтчинга помогает компаниям-грузоотправителям найти проверенных перевозчиков, транспортным компаниям – найти выгодные рейсы по необходимым параметрам и значительно сократить пробег автомобилей без грузов. А главное – все участники снижают время, трудозатраты и стоимость логистики.

С платформой активно работают и те компании, кто уже давно на рынке, и те, кто только начинает свой бизнес в грузоперевозках. Получить консультацию юристов, подключить необходимые финансовые сервисы, застраховать груз и рейс – все это можно сделать на Monopoly.Online в несколько кликов.

 – Татьяна, расскажите, каким был путь от традиционной транспортной компании до инновационной платформы цифровой логистики?

 – В 2006 г. «Монополия» начинала работу с экспедиторских услуг. Позднее мы стали сами закупать технику, стартовали с 10 автомобилей и за несколько лет увеличили парк и обороты в десятки раз. Автопарк становился все больше, однако кризисные периоды, нестабильные цены, а также дефицит профессиональных кадров – водителей заставили пересмотреть бизнес-модель.

Наша диджитал-трансформация началась в 2011 г. Мы стали внедрять собственные цифровые технологии, чтобы преобразовать транспортно-логистическую компанию в платформу для экспедиции грузов.

Первым шагом была установка сенсоров и датчиков на наши грузовики и внедрение системы сбора данных. Это позволило отслеживать местоположение, состояние грузов и транспортных средств в реальном времени, а также еще один важный параметр – как расходуется топливо на каждом грузовике. Ведь до 50% расходов грузоперевозчика приходятся на топливо и обслуживание автопарка.

После этого начали разработку собственной ERP-системы для оптимизации работы автопарка.  ERP – enterprise resource planning – система планирования ресурсов компании, которая собирает, хранит и «мэтчит» между собой данные обо всех бизнес-процессах. После создания ERP, обработки и анализа огромного количества полученных данных мы создали веб-платформу и мобильное приложение Monopoly.Online.

На платформе клиенты (транспортные компании, логисты, компании-отправители грузов) могут регистрироваться, размещать и забирать заказы, отслеживать статус своих грузов и получать информацию в режиме реального времени. Отмечу, что во время регистрации необходимо пройти скоринг, который обеспечивает безопасность сделок, совершаемых между грузовладельцами и грузоперевозчиками.

Забегая вперед, могу сказать, что сейчас мобильное приложение становится еще и удобным инструментом общения руководителя транспортной компании с водителями-дальнобойщиками. Он в несколько кликов может передать водителям важную информацию о рейсе, например, выбрать АЗС на маршруте, установить лимит на заправку и т. д.

– Расскажите подробнее о других сервисах цифровой логистики: как они помогают сокращать расходы на грузоперевозки?

– После того как мы реализовали основное – возможность размещать и забирать грузы, мы решили дать клиентам инструменты не только для того, чтобы работать, но и для того, чтобы сокращать свои расходы в процессе работы. Большая часть рейсов, которые выполняют наши клиенты, – магистральные. Это означает, что грузоперевозчику на протяжении всего пути необходимо отслеживать оптимальность маршрутов, а также иметь доступ к большому количеству заправок. Поэтому на нашей платформе появился дополнительный продукт – «Монополия.Мультисервис». С помощью мобильного приложения водители могут заправляться и пользоваться придорожными услугами, а также видеть лимиты на заправку, установленные работодателем, например, объем доступных литров для заправки или сервисы, которыми можно воспользоваться в пути.

В рамках данного сервиса у нас есть услуга «перепаллечивание». Например, во время транспортировки товар может быть поврежден. В этом случае грузоперевозчик обращается к нам, а мы, в свою очередь, помогаем организовать разделение товара и сформировать новую упаковку.

– Какие возможности дает «Монополия.Мультисервис», для чего перевозчику устанавливать мобильное приложение?

– Поставщики топлива и сервисов часто дают грузоперевозчикам скидки напрямую. В этих случаях, чтобы заправляться выгодно, нужно заехать на АЗС и оплатить топливо с помощью специальной пластиковой карты. Но рейс фуры может проходить от Мурманска до Новосибирска – это значит, что на всем маршруте должны быть необходимые точки сервисов. С одним поставщиком это невозможно, а несколько поставщиков – это несколько контрактов и пластиковых карт, которые нужно купить и раздать водителям.

Мы предоставляем все, что нужно автопарку для комфортной и безопасной работы. Один договор, один счет, 15 видов сервисов для грузоперевозчика – это доступ к 4700+ точкам обслуживания грузового транспорта и 3200 АЗС по всей стране. Сервис автоматически подбирает АЗС под маршрут перевозчика, помогает выбрать самые выгодные цены на маршруте.

Сегодня партнеры платформы – более 200 брендов топливных компаний по всей стране или 3200 АЗС. На этих АЗС можно получить скидку, заправиться бесконтактно через единое мобильное приложение. В конце месяца заправки на АЗС разных брендов в разных регионах страны будут консолидированы в едином счете в личном кабинете на платформе.

На первом этапе цифровой трансформации мы решали задачи по техническому «обвесу» грузоперевозок (топливный процессинг, услуги дорожных сервисов). Далее стали развивать финансовые сервисы (их становится все больше, они «заточены» под перевозчика, учитывают особенности бизнеса): факторинг, ускорение оплат (авансирование за счет средств платформы).

– Какие новые сервисы были запущены в этом году?

– Одно из уникальных решений, реализованных в контуре платформы, – программа лояльности для грузоперевозчиков и грузовладельцев с возможностью получать кешбэк, копить и списывать бонусы – то, к чему все мы так привыкли в обычной жизни, в сегменте b2c.

Она дает возможность не только получать скидки, но и за счет накопленных бонусов повышать или понижать стоимость заявок, «улучшая» тариф для себя и не затрагивая интересы второй стороны. Это особенно актуально на фоне роста затрат на логистику. Ничего подобного в грузоперевозках раньше не было.

Выбирая груз на платформе, перевозчик ориентируется на три основных критерия – маршрут, время и цена. Теперь, если в заявке первые два устраивают, а цена – нет, он может увеличить стоимость заявки, используя бонусы.

При этом программа лояльности действует на разные виды услуг – от заправки топливом, оплаты стоянки и мойки до финансовых продуктов. А дополнительные бонусы стимулируют участников активно пользоваться сразу несколькими, а также новыми сервисами.

Самая новая опция – «Оплата после погрузки». Логистика традиционно работает по постоплате. То есть деньги за выполненные перевозки поступают на счет транспортных компаний через 30–60 дней. Мы начали авансировать работу грузоперевозчиков. Высокая точность скоринга перевозчиков позволяет это делать. Теперь перевозчики получают оплату за рейс почти сразу после загрузки транспортного средства. То есть фактически деньги за рейс поступают на счет еще до того, как перевозчик завершит рейс и разгрузится в пункте назначения. 90% оплаты перечисляются в течение одного рабочего дня после погрузки, остаток средств – в течение пяти рабочих дней с даты получения закрывающих документов по рейсу. 

– Не опасаетесь финансовых рисков?

– Мы заранее проводим скоринг наших партнеров для того, чтобы минимизировать риски. Также мы предоставляем такой защитный инструмент, как страхование грузов. Помимо этого в нашем портфеле множество кредитных программ от банков-партнеров. К примеру, предпринимателям доступна услуга факторинга. С ее помощью деньги за перевозку поступают на расчетный счет сразу после отгрузки. Это помогает устранить кассовые разрывы и пополнить оборотный капитал. Помимо этого в контуре программы Monopoly.Online можно получить юридическое сопровождение.

– Сколько перевозчиков сейчас работает на платформе?

– Сейчас на платформе работают более 5000 перевозчиков с 50 000 транспортными средствами, грузы размещают более 2000 компаний-грузовладельцев. Мы гордимся тем, что делаем все сами и следуем концепции Jobs To Be Donе, закрывая потребности и нужды клиента. Мы стараемся смотреть на референсы из сегмента b2c и найти некую золотую середину между спросом и предложением.

Отмечу, наш продукт создается для удобства пользователей: финтех-инструменты, умные карты, мониторинг цен на АЗС по маршруту в режиме реального времени, чаты для общения с водителями своего автопарка и др.

– Вы работаете не только с транспортными компаниями, у «Монополии» есть и продукт для водителей-дальнобойщиков. В чем его суть?

– Мы активно развиваем уникальный для отрасли и для страны продукт под названием «Монополия.Бизнес». Это проект, в котором водитель становится предпринимателем и владельцем собственного грузового автомобиля без первоначального капитала. Партнер-предприниматель получает сцепку (тягач и прицеп) в аренду или лизинг. Мы – обеспечиваем поддержку на всем пути развития. Партнер заключает договор с платформой на эксклюзивных условиях и получает доступ к сервисам и к ресурсам, которые обычно недоступны индивидуальным предпринимателям с одним–двумя грузовиками.

Экстрапольза этого проекта в том, что мы воплощаем мечту сотен водителей-дальнобойщиков. Они работали в найме, но мечтали или как минимум задумывались о том, чтобы стать предпринимателями, развивать свой бизнес.  Стоит отметить, что сейчас сложно получить доступ к кредитным продуктам, чтобы взять одно или несколько дорогостоящих транспортных средств, далеко не все могут себе это позволить.

У нас уже более 500 партнеров, и мы продолжим активно развивать это направление. 

– Как на грузоперевозки повлияли санкции и новая геополитическая ситуация: вы наблюдаете отрицательную динамику?

– Мы изначально базировались на российском рынке и работали на основе отечественного софта. К тому же ИТ-отрасль получает хорошие преференции на государственном уровне, поэтому все сложности были быстро нивелированы. Мы просто стараемся сделать все, чтобы клиенту было максимально комфортно пережить рост цен, как например, с экспортным рынком топлива, когда произошел резкий скачок.

Кроме того, за последние пять лет мы очень хорошо выросли, поскольку своевременно улавливали сигналы и тренды. Наша цифровая трансформация привела к существенному повышению эффективности. Мы сократили время в пути, уменьшили расходы на топливо и снизили стоимость обслуживания транспортных средств.

Стали более гибкими и реактивными перед изменяющимися рыночными требованиями, что позволило нам привлечь новых клиентов и удержать существующих. Если говорить о статистических данных, то в период с 2018 по 2023 гг. нам удалось увеличить свое присутствие в регионах на 64%. Теперь мы покрываем всю страну. Количество активных пользователей увеличилось на 439%. Также наблюдается прирост активных транспортных средств и объема прокачки топлива: 256% и 439%, соответственно.

За последний год количество заявок на перевозку грузов на платформе Monopoly.Online увеличилось на 102%. А доля пользователей финтех-инструментами уже приближается к 50%, то есть половина клиентов пользуется теми или иными цифровыми финансовыми инструментами. Все они вписаны в бесшовную модель, то есть перевозчик может подключить тот или иной инструмент в контуре Monopoly.Online в несколько кликов.

– Вы говорили о том, что важно вовремя улавливать тренды ИТ-отрасли. Какие направления, по вашему мнению, будут наиболее актуальны в будущем, и что можно реализовать уже сегодня?

– В первую очередь нужно делать акцент на клиентский путь, поскольку если мы ориентируемся исключительно на собственные ощущения и опыт, то это не приведет нас к нужным результатам. Также при помощи дополнительных, немонетизируемых, сервисов необходимо повышать лояльность клиентов. То есть предоставлять инструменты, которые не про деньги, но при этом решают повседневные задачи, улучшают опыт взаимодействия с продуктом.

Например, клиентская поддержка, осуществляемая 24/7, умные карты, которые помогают оптимизировать маршрут, а также наличие вариативных способов оплаты на платформе. Я всегда ратую за бесшовные переходы, чтобы все сервисы были доступны в один клик. То есть это история не про навязывание услуг, а про интеграцию в единое окно, чтобы клиенту не нужно было тратить дополнительное время на решение рабочих задач. Все должно быть оптимально и понятно, а сокращение касаний – это важный элемент, который может сократить затраты.

Мы продолжим развивать программу лояльности, потому что это привычно. Клиентам нравится получать бонусы, кешбэк. И нам кажется правильно поощрять их в этом направлении.

Конечно, наша платформа – это история про искусственный интеллект, ML-технологии, алгоритмы и данные. Поэтому мы хотим оптимизировать трудозатраты грузоперевозчиков и грузоотправителей, чтобы не было порожних пробегов и грузоперевозчик не простаивал.  Чтобы его бизнес-процессы четко работали, а также он мог планировать свою работу и развиваться. Также с помощью анализа данных планируем продолжить выстраивать оптимальное и справедливое ценообразование.  Рынок тяжело реагирует, когда возникает перекос в сторону спроса или предложения.

Большое внимание стоит уделять клиентской поддержке. В этом помогают роботы и умные чат-боты, когда с клиентом может пообщаться искусственный интеллект на человеческом языке, помочь в решении задач, а при необходимости подключить оператора.

Все эти тренды полностью или частично мы уже реализуем на платформе Monopoly.Online, чтобы логистика была действительно удобной на всех этапах и для всех участников.