На зарядку никто не приедет
Выделяемые бюджетом субсидии на строительство электрических зарядных станций в Ленинградской области не сделают электрокары популярнееЛенинградская область как один из пилотных регионов получит субсидии из федерального бюджета на установку зарядных станций для электромобилей. Остальные участники пилота – Крым, Сахалинская, Московская области и другие регионы. Разработанные Минэнерго правила получения субсидий 2 декабря прошли антикоррупционную экспертизу.
В пресс-службе Минэнерго «Ведомостям» рассказали, что общая сумма субсидий для всех регионов на 2022–2024 гг. составит 8,1 млрд руб. Размер поддержки, которую получит Ленинградская область, будет зависеть от количества поданных заявок на строительство зарядных станций.
Размер субсидии на строительство одной электрозаправки – до 60% от ее стоимости, но не более 1,86 млн руб. Еще до 900 000 руб. инвестор сможет получить на технологическое присоединение. «На этапе формирования стратегической инициативы эталонная стоимость быстрой зарядки была определена в размере 3,1 млн руб., стоимость технологического присоединения мощности в 150 кВт – 3 млн руб.», – уточнили в пресс-службе.
Одним из критериев, по которому Ленобласть оказалась в числе пилотных проектов, стало ее географическое расположение, считает доцент Высшей инженерно-экономической школы СПбПУ Татьяна Бугаева. По условиям субсидирования, по территории региона должны проходить дороги федерального значения.
По данным сервиса PlugShare, на территории Ленинградской области сейчас около 90 зарядных станций, включая публичные, частные и находящиеся на ремонте. В Петербурге зарегистрировано 417 электрокаров, в Ленинградской области – 44 электроавтомобиля, сообщается на сайте «Автостата». «В Петербурге и Ленинградской области, а это более 7 млн жителей, электромобилей меньше тысячи. Поэтому, конечно, востребованность станций сразу после установки может вызывать вопросы», – говорит Юрий Орлов, генеральный директор компании «Тач продакшн» (оператор и производитель зарядных устройств).
По его мнению, появление новых станций приведет к росту числа электромобилей. Но кардинально развитию электротранспорта в ближайшее время такие инициативы не поспособствуют, считает Орлов.
Председатель ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева тоже считает, что поддержка зарядной инфраструктуры в Ленинградской области может оказаться не особо эффективной для роста рынка электрокаров в целом. Евразийский экономический союз намерен отменить нулевую пошлину на ввоз иностранных электромобилей в 2022 г., а это приведет к росту цен на 15%, говорит она. Минпромторг предложил повысить утилизационный сбор на импортные электромобили с 2022 г. в девять раз для новых и в четыре раза для подержанных электрокаров. Кроме того, недавно Минтранс выступил с инициативой ввести акцизный сбор на экологически чистый транспорт, поскольку во многих регионах, в том числе в Петербурге и Ленинградской области, владельцы такого транспорта освобождены от транспортного налога.
«С одной стороны, государство дает деньги на инфраструктуру, которая должна способствовать росту рынка электромобилей, и это хорошо. С другой стороны, никто не будет ввозить машины из-за границы и покупать их, если это станет невыгодным. А отечественных электрокаров сегодня на рынке просто нет», – поясняет Гордеева.
Низкая востребованность электрозаправок может охладить бизнес, и он не заинтересуется субсидиями. Еще один сдерживающий фактор – повышенные требования к оборудованию будущих станций и его мощности для получения поддержки, говорит доцент кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Дарья Щербакова. Согласно правилам субсидирования, пиковая потребляемая мощность должна быть не менее 150 кВт для быстрой зарядки, а разъемы для подключения к зарядному устройству – подходить как к европейским, так и к азиатским электрокарам.
«Стоимость заправки на них будет выше, что продлевает сроки окупаемости», – поясняет Щербакова.
Орлов считает, что для развития рынка нужны не только «быстрые» станции с мощностью 150 кВт. Далеко не везде есть возможность обеспечить подобную мощность. «Обойтись можно и менее мощными станциями, главное – это места их установки», – говорит он.
По словам Щербаковой, срок окупаемости зарядной станции будет зависеть от целого ряда показателей: мощности, стоимости подключения к электросетям в зависимости от удаленности станции, стоимости оборудования, земли, IT-сопровождения и др. В итоге сверхбыстрые зарядные станции со сложными условиями подключения на дорогой земле могут окупаться до 12 лет.