Зеленый билет в Европу для «Криогаз-Высоцка»

Электроэнергия из возобновляемых источников обойдется СПГ-заводу в 1,5–2 раза дороже, но поможет продавать газ в Европу
Зеленую электроэнергию для завода будут производить российские ветропарки Fortum   /PIXABAY

Завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) «Криогаз-Высоцк» в Ленинградской области будет закупать электроэнергию из возобновляемых источников у европейской Fortum. Как сообщила пресс-служба «Новатэка» (владеет 51% «Криогаз-Высоцка»), СПГ-завод будет покупать у Fortum весь необходимый для работы предприятия объем электроэнергии. В «Новатэке» считают, что покупка зеленой электроэнергии позволит снизить углеродный след производимого в Высоцке СПГ. Это поможет компании снизить сборы при введении трансграничного углеродного регулирования.

Электроэнергию для завода будут производить российские ветропарки Fortum и ее совместные предприятия. Основные ВИЭ-генерирующие мощности компании находятся в Ростовской, Ульяновской областях и в Калмыкии. В пресс-службе Fortum «Ведомостям» рассказали, что обеспечивать завод в Высоцке зеленой электроэнергией начали с 1 января, но отказались называть объемы поставок и стоимость контракта. В пресс-службе «Новатэка» отказались от комментариев.

Производственная мощность завода «Криогаз-Высоцк» составляет 660 000 т СПГ в год. По оценке доцента Института энергетики СПбПУ Ольги Новиковой, удельное энергопотребление на единицу мощности для подобного производства при высокой загрузке – 0,5 кВт ч на 1 кг СПГ. Таким образом, энергопотребление завода составляет около 330 000 МВт ч в год. Мощность всех проектов Fortum и ее партнеров в сфере ВИЭ в России превышает 1,2 ГВт, то есть Fortum теоретически может генерировать более 10,5 млн МВт ч в год.

«Даже если учесть, что коэффициент использования установленной мощности у ВИЭ-генерации невысокий – около 20%, все равно получается, что Fortum способна вырабатывать более 2,1 млн МВт ч зеленой энергии в год. То есть для обеспечения «Криогаз-Высоцка» мощностей хватит, если у Fortum не будет других крупных потребителей», – считает Новикова.

То, что СПГ-завод в Ленинградской области будет закупать электроэнергию, произведенную в других регионах, не повлияет на технический баланс энергосистемы СЗФО. Новикова напоминает: реализация энергии на российском оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОЭРМ) связана не с локацией генерации, а с финансовыми потоками.

«Есть определенное количество энергии, которое подается в общую сеть, и это количество приобретается покупателем с учетом тех ценовых заявок, которые сформировал производитель, причем не важно, в каком регионе он находится. Поэтому технических проблем я здесь не вижу», – уточняет Новикова.

В то же время, по словам профессора кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Игоря Сергеева, покупка «Криогаз-Высоцком» электроэнергии из другого региона в некоторой мере повлияет на региональный энергобаланс. «Компания будет забирать электроэнергию из единой энергосистемы, оплачивая ее производство Fortum, которая в эту систему и будет поставлять зеленую энергию. Думаю, это должно побудить других производителей электроэнергии в нашем регионе к каким-либо ответным действиям», – считает Сергеев.

Согласно прогнозам НП «Совет рынка» (регулятор российского рынка электроэнергии), свободная цена на электрическую энергию в Ленинградской области в 2022 г. для промышленных потребителей составит 1369 руб. за 1 МВт ч. Что касается возможной стоимости зеленой электроэнергии Fortum для завода «Криогаз-Высоцк», специалисты затрудняются назвать точные цифры, но полагают, что цена будет выше, чем на российском рынке.

Цена на зеленую электроэнергию для проекта «Новатэка» может быть в 1,5–2 раза выше обычной из-за высоких капитальных затрат при строительстве ВИЭ-генерации, считает Новикова. Сергеев предполагает, что компании договорились о повышенном тарифе на покупку энергии и это своего рода плата за возможность решать задачи сбыта СПГ на конкурентном европейском рынке.

По мнению экспертов, покупая зеленую энергию по завышенной цене, «Новатэк» намерен войти в международное энергетическое бизнес-сообщество и договор c Fortum стоит рассматривать не как экономический, а как репутационный ход. Чтобы обеспечить стабильные рынки сбыта в Европе, компания готова идти на определенные расходы, даже если сейчас они экономически нецелесообразны, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. «Пока в России нет углеродного регулирования, но я думаю, что тема декарбонизации будет развиваться на европейском рынке гораздо быстрее и «Новатэк» это понимает», – говорит Симонов.

Старший консультант Vygon Consulting Максим Дякин считает, что компания сможет монетизировать покупку зеленой энергии через ее включение в ESG-отчетность и получить бонусы при заимствованиях на рынке капитала. «Они могут составлять до 10–20% к базовой стоимости заимствования», – считает эксперт.

По данным Ассоциации развития возобновляемой энергетики, в 2021 г. по сравнению с 2020 г. объем заключенных свободных двусторонних договоров с ВИЭ-генерацией в России вырос более чем в 3 раза. Это связано как с обсуждением законодательства о введении углеродного сбора, так и с повышением значимости ESG-рейтингов на мировых рынках, пояснили в пресс-службе ассоциации. Спрос на зеленую энергию среди российских промышленников и компаний Ленинградской области будет расти, уверен собеседник издания.