Власти Ленобласти нацелились на строительный мусор
В регионе задумались о переработке строительных отходов и хотят учредить для этого специального оператораГубернатор Ленинградской области Александр Дрозденко на заседании Экологического совета 8 февраля сообщил, что в регионе планируется учредить оператора по обращению со строительными и прочими небытовыми отходами. Для этого власти готовы создать областного либо межрегионального (совместно с Петербургом) оператора.
«Мы хотим получить поддержку экологического совета на создание либо областного, либо межрегионального оператора по прочим видам отходов, а также поговорить о площадках по размещению заводов по переработке строительных отходов», — рассказал он во время заседания совета.
Дрозденко сообщил, что регион нуждается заводах, которые будут перерабатывать щепу, металлические гранулы, щебень, кирпич, бетон и другое сырье, которое можно будет вторично использовать в строительстве. Однако он не сообщил, в какие сроки планируется учредить нового оператора.
Как рассказал «Ведомостям» председатель общественной организации «Северо-Западный зеленый крест» эколог Юрий Шевчук, пока что в Ленинградской области нет прозрачного рынка по обращению со строительным мусором. В то же время объем этого типа отходов в разы превышает количество бытового мусора. По его словам, только город Петербург, все отходы которого утилизируются на территории Ленобласти, в год генерирует 2,5 млн т бытового мусора и еще 7-8 млн т строительного. В то же время предприятий по полноценной переработке строительных отходов в регионе нет. «Эта отрасль – по обращению со строительными отходами, не создана. Заводы что-то где-то перерабатывают кустарным методом», — говорит Шевчук.
Пресс-секретарь «Управляющей компании по обращению с отходами Ленинградской области» (УКООЛО) Екатерина Терехова в разговоре с «Ведомостями» напомнила, что региональная мусорная реформа не учитывает обращение с таким типом отходов как строительный мусор. Региональные операторы не контролируют ни объем его накопления, ни перевозку, таким образом, реальной информации об объеме их образования и передвижения сейчас нет.
Отсутствие государственного контроля приводит к тому, что на рынке работает множество теневых частных перевозчиков, которые предлагают дешевую, но нелегальную услугу вывоза строительного мусора за 2000-2500 руб., в то время как легальная утилизация только 1 куб. м на специализированном объекте размещения составляет порядка 800 руб. Низкая цена частных перевозчиков может говорить о том, что отходы будут незаконно подброшены на чью-то чужую площадку, в лес, овраг или в другое неприспособленное для этого место, говорит Терехова. «Люди покупают дешевую услугу, но услуга полулегальная и приводит к образованию свалок», — подчеркивает она.
Председатель комитета государственного экологического надзора Ленобласти Маринэ Тоноян рассказала, что в регионе растет количество природоохранных нарушений в этой области. Только за 2021 г. произошло 1872 нарушения и 78% из них приходятся на обращение с отходами. Терехова говорит, что лишь за прошлый год региональный оператор в рамках ликвидации несанкционированных свалок утилизировал 10 000 куб. м строительных отходов.
Чтобы сделать прозрачной систему накопления строительных отходов, власти планируют усилить контроль за их перевозкой. По словам Дрозденко, этому может помочь маркировка грузовых машин QR-кодами для отслеживания вывоза мусора.
Дрозденко также сообщил, что власти Ленобласти рассчитывают синхронизировать мусорную реформу с Петербургом, включая направление по переработке бытовых отходов из соседнего региона. Сейчас Ленинградская область генерирует в год около 700 000 т твердых коммунальных отходов, в то время Петербург — около 2,3-2,5 млн т.
«Мы не будем строить прямые установки по сжиганию мусора. Наша задача — строить заводы с глубокой переработкой отходов и предварительной сортировкой, выделением полезных фракций и отправлением их на переработку. Сейчас начинается второй этап — утверждение конкретных площадок, концепции размещения заводов и утверждение самих технологий», — рассказал Дрозденко.