Петербургский Политех разработает электронику для EVM PRO

Востребованность нового электромобиля и отечественных разработок для отрасли пока вызывают у экспертов вопросы
Первый электрический промтоварный фургон будет выпущен в сентябре этого года /«Электромобили Мануфэкчуринг Рус»

Санкт-Петербургский политехнический университет (СПбПУ) и компания «Электромобили Мануфэкчуринг рус» открыли на базе вуза Центр разработок и инноваций электрического транспорта. Как рассказал «Ведомостям» первый проректор СПбПУ Виталий Сергеев, Центр отработает технологии электронных составляющих для электротранспорта, которые далее будут запускаться в серийное производство. Генеральный директор «Электромобили Мануфэкчуринг рус» и одновременно руководитель Центра Илья Рашкин сообщил, что компания совместно с Центром уже готовят к запуску в серийное производство первый в России коммерческий легкий электрогрузомобиль EVM PRO.

Электрический промтоварный фургон будет выпускаться на шасси УАЗ «Профи» грузоподъемностью до 3,5 т. Планируется, что УАЗ будет поставлять шасси, которые «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» снабдят двигателем и силовой электроникой собственной разработки. Двигатель EVM PRO будет одним из самых легких в мире в своем классе  — 50 кг. Одна зарядка должна будет обеспечить ход фургона до 300 км с грузом до одной тонны и скоростью 80 км в час. По данным Минпромторга, в год компания намерена выпускать 1000 электромобилей.

По словам Рашкина, все комплектующие EVM PRO, в том числе электроника, будут производиться в России. «Единственное, что мы сейчас закупаем за границей, в частности, в Китае —  это магнитная система и некоторые элементы силовой электроники, однако российская альтернатива уже есть», — рассказал он.

Компания получила заказ на 400 экземпляров EVM PRO от известного российского бизнесмена Александра Лебедева. Электрогрузовики, в том числе, планируется использовать для его проекта Emperium по строительству морских судов на электротяге. Производство начнется в сентябре, до конца года «Электромобили Мануфэкчуринг рус» планирует выпустить 110 грузовиков. Стоимость каждого —  3,9 млн руб.

Изначально электромобили рассчитывали выпускать в Петербурге: в начале года компания «Электромобили Мануфэкчуринг рус» была зарегистрирована здесь, но позже ее перерегистрировали в Москве. Как пояснил Рашкин, это связано с тем, что серийное производство располагается на территории особой экономической зоны «Технополис Москва», которая предоставляет своим резидентам налоговые льготы. В Петербурге тоже есть особые экономические зоны, они предполагают строительство с нуля, а для проекта сразу были необходимы производственные мощности и готовые цеха, говорит он.

В феврале этого года «Электромобили Мануфэкчуринг рус» победила в конкурсе Минпромторга на заключение специального инвестиционного контракта. Согласно постановлению Правительства РФ № 649 от 8.05.2020, покупатель электромобиля сможет компенсировать до 30% его стоимости из бюджета при использовании лизинговой или кредитной схемы.

Рашкин считает, что в перспективе EVM PRO может занять свою нишу на рынке за счет экономичности. По его словам совокупная стоимость владения электрогрузовиком, куда входят стоимость ГСМ, страховка и другие расходы, в пересчете на один километр пробега значительно ниже, чем у стандартных легких грузовиков. «Например, у бортовой «Газели», стоимостью более 2 млн руб., срок эксплуатации которой составляет 3-5 лет, совокупная стоимость будет 12-14 руб. на 1 км. У EVM PRO этот показатель составляет 6-8 руб., причем с учетом амортизации. Кроме того, в комплект входит и зарядная станция, которую пользователь сможет установить на территории логистического хаба», — отмечает Рашкин.

По мнению председателя Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта Ии Гордеевой, новый проект, с одной стороны, можно оценить как хороший пример отечественной разработки. С другой, из-за текущей ситуации в экономике он может стать рискованным. С рынков Москвы, Петербурга и Ленинградской области уходит большое количество иностранных ритейлеров, которые могли быть потенциальными покупателями грузового электротранспорта.

Кроме того, крупный бизнес постепенно уходит от содержания и расширения собственного автопарка и пользуется услугами специализированных компаний-перевозчиков. «Сейчас новые машины покупать точно не будут, поэтому в ближайшее время вряд ли стоит ожидать спроса на электрогрузовики», — считает Гордеева.

Независимый эксперт автомобильной и транспортной индустрии Сергей Бургазлиев подчеркивает, что решающим фактором для потенциальных покупателей электромобилей станет цена. «Та же «Газель», работающая на метане, стоит около 2,3 млн руб. Будут ли заказчики готовы платить почти в два раза больше за автомобиль, у которого нет ни сервиса, ни бренда – большой вопрос», — говорит эксперт.

Бургазлиев указывает, что в России действует программа развития газомоторного топлива что, на его взгляд, более актуально в сегменте легких коммерческих и грузовых автомобилей и автобусов, а электромобили больше востребованы в крупных городах в сегменте пассажирского транспорта. «Думаю, эти два альтернативных направления развития экологически чистого транспорта могут существовать параллельно, но в разных сегментах», — резюмирует эксперт.

По словам Сергеева, помимо сотрудничества с «Электромобили Мануфэкчуринг рус» Центр СПбПУ в дальнейшем планирует сотрудничать и с другими предприятиями, специализирующимися на электромашиностроении и изготовлении электронных компонентов.

Гордеева уверена, что в текущей ситуации, когда зарубежные поставки целого ряда комплектующих для производства электротранспорта остановились, разработки и консультационные услуги Центра могут оказаться востребованными у других автопроизводителей. Она подчеркивает, что глубина локализации производства российской электроники не всегда известна даже самим машиностроителям. «В любой плате или контроллере, которые формально производятся в России, могут быть компоненты зарубежного производства. Поэтому если возникнут проблемы с поставками, спрос на полностью российские разработки может существенно вырасти», — поясняет она.

Бургазлиев не разделяет ее оптимизма: он напоминает, что сейчас в России нет серийного производства электромобилей и поэтому неизвестно, кто станет заказчиком разработок Центра.