Ленинградской АЭС добавят мощности
Ввод новых энергоблоков вместе с запретом экспорта энергии в ЕС может привести к сокращению других видов генерацииЛенинградская АЭС (филиал АО «Концерн Росэнергоатом») в 2030 и 2032 гг. введет в эксплуатацию два новых энергоблока ВВЭР-1200. Об этом 2 июня журналистам сообщил главный инженер управления капитального строительства ЛАЭС-2 Сергей Прохор. Сейчас на ЛАЭС работают четыре блока: третий и четвертый с реакторами РБМК-1000 (мощность 1000 МВт), а также пятый и шестой — с реакторами ВВЭР-1200 (мощность 1200 МВт).
Два новых блока должны заменить третий и четвертый. Таким образом, мощность всех энергоблоков ЛАЭС к 2032 г. должна увеличиться с 4400 МВт до 4800 МВт, рассказал Прохор. Одним из якорных потребителей новых мощностей может стать новый газохимический комплекс, строящийся в Усть-Луге, а также другие промышленные объекты Ленинградской области и всего СЗФО, добавил он.
Но и до ввода новых энергоблоков ЛАЭС планирует увеличивать выработку. В последние годы доля станции в обеспечении электроснабжения Петербурга и Ленинградской области только росла. Так, в 2021 г. она составила 57,74%, а по итогам апреля дошла до 70%. За январь-май 2022 г. ЛАЭС выработала 12,48 млрд кВт ч электроэнергии — это на 9,2% больше, чем за аналогичный период 2021 г. Фактическая выработка электроэнергии за 2021 г. превысила 30,5 млрд кВт ч (по итогам 2020 г. этот показатель составлял 27,89 млрд кВт ч).
Как рассказал начальник казначейства ЛАЭС Андрей Киселев, на 2022 г. для ЛАЭС установлен план на 2,5% выше факта 2021 г. Выработка может составить 31,658 млрд кВт ч.
Пока что вместе с ростом производства электроэнергии на ЛАЭС в СЗФО растет и энергопотребление. По данным Системного оператора, потребление энергии в единой энергосистеме Северо-Запада в мае 2022 г. увеличилось на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но, по словам профессора кафедры региональной экономики СПбГЭУ Николая Межевича, уже в ближайшее время из-за увеличения генерации ЛАЭС можно ждать увеличения профицита электроэнергии в регионе.
Заместитель директора Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко согласен, что увеличение объема выработки ЛАЭС создаст дополнительный профицит уже в этом году. Петербург и Ленинградская область являются энергопрофицитными регионами. По данным Системного оператора, выработка электроэнергии в единой энергосистеме Северо-Запада за первые 5 месяцев 2022 г. составила 50,8 млрд кВт ч, а потребление — 40,3 млрд кВт ч. Профицит позволял отправлять часть генерируемой здесь электроэнергии в другие регионы и на экспорт (в Финляндию и Прибалтику). Но после введения санкций ЕС ситуация изменилась: в середине мая прекратился экспорт в Финляндию, а еще через неделю от поставок отказались Латвия, Литва и Эстония. В 2021 г. «Интер РАО» поставила в страны Балтии и Финляндию около 60% от всего объема зарубежных продаж, или почти 13 млрд кВт ч.
Отмена экспорта не должна повлиять на ЛАЭС, уверены эксперты. Поскольку атомные станции относятся к базовой генерации, то электроэнергия в любом случае будет реализована на ОРЭМ, вытесняя с рынка выработку других генерирующих компаний, говорит Дзюбенко. «При этом увеличение предложения в конкурентном сегменте ОРЭМ не гарантирует снижение цены. Во-первых, платеж за мощность атомных станций может перекрывать эффект конкуренции в РСВ («рынок на сутки вперед»). Во-вторых, поставщики из числа тепловой генерации, которые формируют общую для всех цену своими наиболее дорогими заявками, могут скорректировать свои ценовые стратегии», — уточняет он.
Партнер Strategy Partners Алексей Волостнов соглашается, что рост доли ЛАЭС в энергобалансе региона отчасти может повлиять на снижение генерации тепловых станций региона. «Думаю, что будет выработан определенный баланс, но при текущей ситуации было бы логично сократить генерацию на ТЭС. В любом случае решение будет принимать регулятор, но, на мой взгляд, более интересной для рынка была бы электроэнергия АЭС с низкой себестоимостью», — говорит Волостнов.
Что касается новых энергоблоков ЛАЭС, которые должны ввести в эксплуатацию через 8 и 10 лет соответственно, то к этому времени эксперты не ждут существенного роста потребления. Межевич пока не видит крупных промышленных проектов, которые могли бы в перспективе стать потребителями новых мощностей. Если говорить о газохимическом проекте в Усть-Луге, то он вполне может обойтись действующими мощностями, добавляет эксперт, отмечая, что ввод в эксплуатацию второго нового энергоблока на ЛАЭС, который намечен на 2032 г., может затянуться в зависимости от потребностей рынка.
«Например, Россия планировала построить АЭС в Калининграде для экспорта электроэнергии в Литву и Польшу, но по понятным причинам строительство было законсервировано. Что касается ЛАЭС, то с большой долей вероятности будет заменен один из двух действующих РБМК-1000 и построен один ВВЭР-1200. Что касается второго нового блока, полагаю, это вопрос более далекой перспективы», — прокомментировал Межевич.
Волостнов считает, что с одной стороны, учитывая промышленные и логистические перспективы СЗФО, дополнительные мощности могут быть востребованы, но принимая во внимание текущую ситуацию, когда некоторые иностранные производства сокращаются, соседние страны отказываются от импорта российской электроэнергии, а регион уже является энергопрофицитным, вряд ли спрос на электроэнергию будет существенно расти. «Я не исключаю и такой ситуации, что электроэнергия ЛАЭС с низкой себестоимостью может быть использована «Росатомом» для собственных проектов – например, для производства «оранжевого» водорода», — говорит Волостнов.
По словам Дзюбенко, ощутимый энергопрофицит с вводом двух новых энергоблоков ЛАЭС в 2030 и 2032 гг. возможен в случае существенного снижения потребления и отказа от вывода из эксплуатации неэффективных или устаревших энергоблоков ТЭС. Другая проблема, по его словам, заключается в том, что наращивание доли атомной генерации может увеличивать риски прохождения минимальных нагрузок в системе, когда потребление падает и требуется значительно уменьшить выработку электроэнергии. С этой точки зрения уменьшить производство энергии на ТЭС намного проще, чем на АЭС.
«Если говорить о будущем потреблении электроэнергии от новых блоков ЛАЭС, то, на наш взгляд, необходим более точный анализ перспективного спроса, поскольку сложившийся в настоящее время избыток генерирующей мощности создает существенную тарифно-ценовую нагрузку на экономику», — резюмирует Дзюбенко.