Беспилотный транспорт заедет в Петербург

Несколько проектов, связанных с беспилотным воздушным и наземным транспортом, ждут нового экспериментального правового режима
За последние полгода от представителей бизнеса поступили 4 заявки на внедрение новых ЭПР, а в прошлом году – 10 /yandex.ru

В Петербурге несколько компаний подали заявки на внедрение новых экспериментальных правовых режимов (ЭПР) для проектов, связанных с перевозками грузов дронами и с наземным беспилотным транспортом. Об этом в рамках международной конференции по цифровому развитию, которая прошла в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, заявил вице-губернатор Петербурга Станислав Казарин. Одна из заявок, которая сейчас рассматривается рабочей группой по подготовке введения ЭПР, касается использования дронов в городской среде. Другая связана с наземными грузоперевозками беспилотниками, отметил Казарин. Он не стал раскрывать названия компаний, которые намерены реализовать проекты, но отметил, что наиболее перспективной с точки зрения внедрения новых ЭПР он видит именно транспортную сферу.

По данным рабочей группы по подготовке введения экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций на территории Петербурга, за последние полгода от представителей бизнеса поступили четыре заявки на внедрение новых ЭПР, а в прошлом году – 10. Более половины из них связаны с проектами, где задействован беспилотный транспорт.

Казарин также напомнил, что после проработки всех юридических аспектов и согласования с профильными федеральными ведомствами (обычно данные процессы занимают более года) ЭПР внедряется на территории определенного региона для апробирования той или иной технологии. По словам секретаря рабочей группы по подготовке введения экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций на территории Петербурга Лилии Веселовой, если говорить о проектах, связанных с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), то они требуют изменений в федеральном Воздушном кодексе и ведомственных нормативных актах, а проекты с использованием наземных беспилотников – изменений в приказах Минтранса, Правилах дорожного движения, Гражданском кодексе и в других федеральных законах. «При этом надо понимать, что каждый проект по-своему уникален и требует изучения регуляторики, поскольку набор правовых барьеров даже для проектов из одной сферы индивидуален. К примеру, у нас было заявлено несколько проектов с использованием БПЛА, но все зависит от их конкретного применения, квалификации и уровня допуска пилотов, сертификации БПЛА и т.д.», — уточнила Веселова.

ЭПР для апробирования инновационных технологий уже внедрили на нескольких территориях страны. 22 марта правительство РФ приняло постановление «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств». В частности, компании «Яндекс» разрешили применять беспилотные автомобили в Москве, в Иннополисе Республики Татарстан и на федеральной территории «Сириус». На сайте правительства РФ говорится, что эксплуатация беспилотных автомобилей будет возможна в двух режимах: с водителем-испытателем в салоне (на пассажирском сиденье, справа от места водителя) и без водителя-испытателя в салоне, когда при необходимости для удаленной поддержки может подключиться оператор.

Также в марте было выпущено постановление федерального правительства № 462 «Об установлении ЭПР в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Камчатском крае, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Чукотском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе». В этих регионах доставлять грузы беспилотным воздушным транспортом планирует «Почта России». До конца 2024 г. она рассчитывает запустить 7 маршрутов на Ямале и 21 маршрут на Чукотке, сообщал на полях ПМЭФ-2022 заместитель гендиректора компании Сергей Сергушев. По его словам, на первом этапе в этих целях будут использоваться беспилотные средства вертолетного типа.

Как ранее писали «Ведомости», некоторые эксперты скептически отзывались о введении ЭПР для беспилотников в нынешнем виде. Так, главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин указывал, что испытания новых технологий будут проходить в зонах с ослабленным регуляторным режимом, но не исключено, что в стандартном режиме они окажутся неработоспособными, а изменения действующего законодательства – нереальными.

Генеральный директор ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст» Глеб Бабинцев говорит, что о своих планах развивать в Петербурге использование беспилотных воздушных судов (БВС) сообщали сразу несколько компаний. Проект по городской аэромобильности вместе с «Алмаз-Антеем» и другими структурами разрабатывает Fly Drone. Планы по использованию беспилотников также озвучивала местная GeoScan Group, которая является одной крупнейших в области БВС. «Я убежден, что сюда будет двигаться и “Почта России”», — добавил Бабинцев. По его словам, в Петербурге базируется большое количество компаний, которые связаны с беспилотными авиационными системами: это «Таип», «Навигатор» и др.

По его мнению, перспективы использования в Петербурге грузовых дронов и других БЛА в первую очередь связаны с разводкой мостов. «Бывает сложно доставить человеку продукты или медикаменты ночью. Я думаю, что больше всех в использовании БЛА будут заинтересованы логистические компании и товарно-продуктовый ритейл. Как только они поймут преимущество этого вида транспорта, их бизнес модели изменятся в городской и пригородной среде», — уверен Бабинцев.

Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев говорит и о перспективности использования в Петербурге беспилотного автотранспорта. «В Петербурге идеальным местом для беспилотников могут послужить закрытые промышленные зоны или выставочно-развлекательные зоны», — уточнил он.

Но Бургазлиев опасается, что уже в ближайшее время активность компаний в этом направлении может снизится из-за проблем с поставками электронной техники в Россию. «В России, к сожалению, практически ничего не производится из того, что применяется в беспилотных авто, возможно, только некоторые типы датчиков и софт. Понятно, что можно ориентироваться на Китай, на страны Юго-Восточной Азии, но это небыстрый процесс», — отметил он.