Трамваи и троллейбусы обновят на 123 млрд рублей

Эксперты уверены, что вместе с обновлением парка власти должны разработать и новую схему движения городского электротранспорта
К концу 2028 г. Петербург получит 596 трамваев и 587 троллейбусов /«ПК Транспортные системы»

Власти Петербурга в течение двух лет планируют закупить более 500 новых трамваев и троллейбусов. Обновление парка, которое началось в этом году, проводит СПб ГУП «Горэлектротранс» при поддержке правительства города.

В среду, 13 июля, власти города презентовали новый подвижной состав трамваев и троллейбусов. Губернатор Александр Беглов заявил, что замена электротранспорта и модернизация инфраструктуры для него обойдется в 123 млрд руб. «Это как городской бюджет, так и средства «Горэлектротранса», а также это бюджетные инфраструктурные кредиты. Вместе все это дает нам возможность обновить полностью парк электротранспорта», — отметил Беглов.

Замена электротранспорта продлится до 2028 г., а первый этап завершится в 2024 г. За это время заменят 80% контактно-кабельной сети, 64 км трамвайных путей и 73% оборудования тяговых подстанций. В общей сложности к 2028 г. Петербург получит 596 новых трамваев и 587 троллейбусов, произойдет обновление инфраструктуры городского электротранспорта. «Мы реконструируем 5 трамвайных, 4 троллейбусных и один совмещенный трамвайно-троллейбусный парк», — рассказал Беглов.

В пресс-службе администрации города уточнили, что поставщиками нового электротранспорта выступят российские и белорусские производители — это АО «Транс-альфа», «ПК Транспортные системы», АО «Уралтрансмаш» и минское ОАО «УКХ «БКМ».

По данным пресс-службы, в этом году уже были заключены контракты на поставку 286 троллейбусов и 192 трамваев. Они будут поступать в город партиями в течение 2022-2023 гг. В том числе «Горэлектротранс» заключил контракт с «ПК Транспортные системы» на поставку 57 низкопольных трамваев вместимостью более 100 человек за 6,9 млрд руб.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты подтверждают, что парк городского электротранспорта нуждается в обновлении как минимум на 50%. Главный редактор проекта «Все о транспорте Петербурга» Владислав Булгаков говорит, что сейчас трамвайный парк «Горэлектротранса» включает 750 вагонов. Из них 250 – производства конца 80-х гг. прошлого столетия, которые давно нуждаются в замене. В целом же замене подлежат около 400 вагонов, уверен эксперт. Последнее крупное обновление состава проходило в 2008 г.

С троллейбусами ситуация обстоит лучше, отмечает Булгаков. Парк увеличивается, только за последние четыре года он вырос примерно на 100 новых единиц и достиг уже почти 800 машин. В то же время транспортный инженер Иван Вергазов подчеркивает, что развитие классического троллейбусного сообщения уже является анахронизмом. Сейчас актуальны троллейбусы с увеличенным автономным ходом или электробусы с возможностью зарядки от контактной сети: «Это наиболее правильный путь для Петербурга, который позволит развивать маршрутную сеть и не вкладываться в новую инфраструктуру». Но Смольный пока не готов делать ставку только на электробусы. Из 286 закупаемых в 2022-2023 гг. троллейбусов увеличенный автономный ход будут иметь меньше половины — 97 единиц.

Эксперты считают, что обновление подвижного состава и реконструкцию инженерной инфраструктуры необходимо проводить вместе с разработкой новой концепции развития городского электротранспорта. Вергазов говорит, что город нуждается в развитии новых трамвайных сетей, которые могли бы стать альтернативой метрополитену там, где его нет: «Трамвай – магистральный транспорт, с учетом отсутствия развития метрополитена можно брать перспективную схему метро и вместо линий метро строить трамвайные. Сеть нужно развивать во всех районах города, особенно в центре, восстанавливая разрушенные связи и создавая новые пути».

По мнению Булгакова, необходимо заранее планировать развитие трамвайных линий в новых микрорайонах города и перспективных для застройки локациях. «Если говорить о наращивании трамвайной линии, то нужно однозначно делать на юге диаметральную связь», — отмечает эксперт, добавляя, что сейчас на юге Петербурга есть большое количество магистралей, где единственным транспортом является колесный. Власти города уже объявили о строительстве нового Большого Смоленского моста с трамвайным движением, который также необходимо соединить новым коридором с существующими трамвайными путями.

Директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин полагает, что городской электротранспорт должен помочь в создании межрайонных логистических связей. Кроме того, он помог бы разгрузить центр города от автотранспорта, а для этого необходимо восстановить демонтированные ранее трамвайные линии. «Пора задуматься о возвращении тех направлений, откуда их убрали 20 лет назад. В первую очередь нужно восстановить Лиговку до Московского вокзала и в идеале соединить с Красногвардейским районом», — говорит эксперт, добавляя, что часть путей на этом направлении была демонтирована в 2007 г.

В то же время Вергазов отмечает, что, анонсируя замену подвижного состава, власти ничего не сказали о дальнейшем развитии трамвайных и троллейбусных маршрутов. «Отсюда можно сделать вывод, что реальная реформа никем и не планируется. Чиновники искренне считают, что если заменить подвижной состав на новый, то транспортное обслуживание улучшится. Но это не так», — уверен он.