Кировский завод переходит на автопилот
Предприятие выпустило 50 первых тракторов с системой автопилотирования и в 2023 г. готовится запустить серийное производствоГК «Кировский завод» во втором полугодии 2023 г. планирует начать серийное производство тракторов с системой автопилотирования на площадке Петербургского тракторного завода. Об этом журналистам рассказал генеральный директор группы Сергей Серебряков.
Он не уточнил, какое количество «умных» тракторов планируется выпускать. В общей сложности сейчас компания производит около 4300 тракторов в год. В этом году уже была выпущена пробная, предсерийная партия из 50 машин К-5 и К-7, которые сейчас проходят испытания в Ленинградской области.
По словам Серебрякова, внешне «умный» трактор ничем не отличается от обычного. Его главным преимуществом является система автопилотирования с возможностью построения маршрута на необходимые дистанции с учетом особенностей ландшафта. Тракторы станут более автономными, смогут самостоятельно переключать передачи. Через электронный сигнал оператор может управлять гидравликой и рулевой системой. Также приборы смогут автоматически запускать и останавливать трактор, выбирать ширину захвата орудия и реагировать на внезапные препятствия. «Умные» машины получили различные системы радаров, видеокамер, агрегатов и контроллеров. Управлять техникой все равно должен механизатор, но новые системы серьезно облегчат его работу, подчеркнул Серебряков, добавив, что среди тракторов среднего и тяжелого класса в России нет аналогов беспилотных машин.
После прохождения испытаний в Ленобласти предсерийную партию планируется распределить по разным регионам России, где также будет проходить широкий спектр испытаний. «Нам как заводу-изготовителю нужно получить большой объем данных, чтобы дорабатывать систему, дорабатывать ПО, чтобы применять в серийной системе», — рассказал Серебряков.
Часть новых электронных приборов, устанавливаемых на технике, производит сам завод, остальное — компания Cognitive Pilot (дочернее предприятие «Сбера» и Cognitive Technologies).
Он добавил, что оснащение тракторов системами автопилотирования увеличит себестоимость техники примерно на 1 млн руб. Сейчас рыночная стоимость обычных тракторов, выпускаемых на заводах, находится в диапазоне 15-17 млн руб.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты с осторожностью прогнозируют возможный спрос на «умные» тракторы. Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев считает, что покупатели тракторов, как правило, делают ставку на надежность и рассчитывают сэкономить. «В нынешних условиях механизаторам нужна простая и надежная машина, а также недорогая и с государственной лизинговой программой по поддержке сельхозтехники. В России из-за ситуации с СВО механизаторы ищут более доступные решения, тракторы на автопилоте сейчас не будут пользоваться спросом», — считает эксперт, добавляя, что рассчитывать на экспортные поставки тоже не приходится. Экспортные возможности России сузились, для поставок остались только дружественные страны в Юго-Восточной Азии и некоторые страны Африки, которые уже обеспечены предложением китайской сельхозтехники. Российская техника для них будет слишком дорогой. «Если перевести рыночную стоимость трактора в валюту, то выйдет более 300 000 евро. Для таких стран это много, когда есть более дешевые аналоги», — считает эксперт.
Партнер Strategy Partners Александр Постников также отмечает, что рыночная стоимость «умного» трактора возрастет минимум на 6% для модели К-7 и на 10% — для К-5. Эксперт полагает, что механизаторы согласятся увеличить расходы на тракторы с автопилотом при условии их окупаемости. Но пока идут испытания, сложно оценивать реальные характеристики по экономии топлива и других затрат на обслуживание, которые должны окупить возросшую себестоимость. «Спрос на такие тракторы будет зависеть от убедительности роста эффективности их использования на реальных примерах и расчете для конкретных клиентов применения тракторов с автопилотированием. Покроет ли рост стоимости трактора на 6-10% экономия 7% топлива, заявляемая производителем электроники — компанией Cognitive, покажет время и опыт эксплуатации», — прокомментировал эксперт.
Бургазлиев обращает внимание на то, что в нынешних условиях Кировский завод может столкнуться еще с одной проблемой: сложностями с закупками отдельных элементов для производства электронных приборов — полупроводников, радаров, лидаров и др. Сейчас они не производятся в России, а около 60% таких компонентов выпускает Тайвань. 25 февраля тайваньское правительство ввело санкции против России и отказалось поставлять чипы на рынок РФ. «На мировом рынке помимо Тайваня лидируют США, Корея, Япония и Китай. Видимо, ориентир будет сделан на Китай», — считает эксперт.
Аналитик «Фридом финанс» Владимир Чернов напоминает, что у завода еще есть в запасе как минимум год до начала выпуска основной серии, за это время можно наладить производство и цепочки поставок всех необходимых электронных компонентов, включая импортные. «Начинку для автопилотов компании Cognitive Pilot производят на роботизированной фабрике в Томске с применением российской технологии искусственного интеллекта. Проблемы могут возникнуть только с поставками комплектующих, но их гораздо легче разрешить, чем создание собственных технологий», — подчеркивает он.
Эксперт уверен, что технологии автопилотирования будут все чаще внедрять на легковых, грузовых, сельскохозяйственных и других машинах, и спрос на них будет расти: «Будущее за беспилотными грузовыми и легковыми авто, в том числе и тракторами, так как их использование должно значительно повысить КПД. В случае с тракторами повысятся объемы по сбору урожая или его обработке. Снижение затрат на оплату труда и увеличение КПД приведут аграриев к значительной экономии финансовых средств».