«Яблочков» зарядит по-быстрому
Компания выиграла грант на разработку ультрабыстрой зарядки для электромобилей и должна к 2030 г. продать устройств на 2 млрд руб.Петербургская компания «Яблочков» в августе выиграла грант Фонда содействия инновациям в размере 30 млн руб. на разработку многопостового ультрабыстрого комплекса для зарядки электромобилей. Как рассказал «Ведомостям» генеральный директор компании Алексей Моторенко, первый такой комплекс планируется произвести и установить в Санкт-Петербурге в 2024 г. С этого же года предприятие рассчитывает начать серийный выпуск зарядных хабов и производить около 20 штук в год.
Согласно условиям гранта, до конца 2029 г. «Яблочков» обязан продать многопостовых комплексов более чем на 2 млрд руб. Назвать, какое их количество должно быть реализовано, в компании затруднились, так как стоимость хабов варьируется от 20 до 100 млн руб. в зависимости от комплектации.
Предполагается, что один ультрабыстрый зарядный комплекс позволит заряжать постоянным током до шести электромобилей одновременно. Хаб будет состоять из силового модуля с AC/DC преобразователями и отдельно стоящих постов для подключения электромобилей. Внутри силового модуля будет размещена система управления, которая позволит осуществлять динамическое распределение мощности между постами, система охлаждения и обогрева оборудования. Дополнительно комплекс может оснащаться накопителем электроэнергии, который позволит быстро заряжать электромобили в труднодоступных местах, где невозможно подключение к сети большей мощности. Максимальная мощность заряда на одном зарядном кабеле составит 350 кВт, а встроенный накопитель электроэнергии будет иметь емкость от 100 кВт ч. Зарядный хаб будет поставляться со встроенным программным обеспечением собственной разработки «Яблочков».
Чем занимается «Яблочков»
Российский разработчик и производитель зарядных станций для электротранспорта за последние 5 лет установил 148 ультрабыстрых зарядных станций мощностью от 120 до 500 кВт. За 2021 г. станции отгрузили около 4 ГВт ч электроэнергии, произвели более 300 000 зарядных сессий. Ежедневно в автоматическом режиме системы компании обрабатывают свыше 3000 зарядных сессий. В 2022 г. компания запустила в серийное производство хаб для одновременной зарядки до 6 электробусов, было произведено 34 многопостовых станции на 201 зарядный порт. В компании работает более 80 человек.
Как пояснил Моторенко, комплекс станет уникальной разработкой для России, так как пока в стране подобных решений нет. Однако они есть на европейском и американском рынках, а также в Китае. «Мы считаем, что это крайне перспективная технология для России как для территории с большими расстояниями и слабой оснащенностью энергетической инфраструктуры на удалении от крупных городов», — пояснил он, добавив, что длительность зарядки батареи электромобиля емкостью 75 кВт на 75-80% в максимальной комплектации хаба составит 10-15 минут. В перспективе это время за счет роста максимальной возможной мощности заряда электромобилей сократится до 7 минут.
По словам гендиректора компании, подобный зарядный хаб будет востребован там, куда сложно подвести необходимую мощность для быстрой зарядной станции. «Чтобы у вас кабель подавал в машину 150 кВт, к зарядной станции должно быть подведено 160-180 кВт мощности. А если к каждой точке на трассе через 50 км подводить такую мощность, то во многих местах инфраструктура никогда не окупится», — пояснил он. Первую пилотную установку в 2024 г. компания планирует разместить на точке примыкания КАД и трассы М-11 самостоятельно или привлечь для этого партнера.
Моторенко уверен, что продукт будет окупаемым для конечного потребителя, во том числе из-за длительного периода эксплуатации станции — от 10 до 15 лет. Сроки окупаемости будут сокращаться с ростом парка электромобилей в стране. В стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 г., утвержденной еще в 2018 г., предполагалось, что доля новых электромобилей в структуре продаж должна достичь к 2025 г. 4–5% (85 000–100 000 машин в год). В этом году Минпромторг разработал новый проект стратегии. В нем планируется появление линейки высоколокализованных электрических автомобилей со значительными темпами роста продаж — 65–70% в год с достижением доли электротранспортных средств в размере 15% от совокупного объема автомобильного рынка в натуральном выражении к 2030 г., сообщали «Известия».
По данным «Автостат инфо», по состоянию на конец I полугодия 2022 г. в российском парке электромобилей числилось 20 366 машин, а в автопарке Санкт-Петербурга — 994 единицы. За январь-июль 2022 г. в Петербурге было продано 108 новых электромобилей (годом ранее за тот же период — 112). За первые семь месяцев 2022 г. в России в целом продали 1459 полностью электрических автомобилей против 997, реализованных за тот же период прошлого года.
«Яблочков» делает ставку на развитие коммерческого электротранспорта. «Практически все эксперты отрасли предрекают массовый переход коммерческого транспорта на электричество, в связи с радикально меньшей ценой затрат на 1 км пути в сравнении с аналогами с ДВС, поэтому междугородняя зарядная инфраструктура будет востребована», — уверен Моторенко.
Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев соглашается с тем, что доля коммерческого электротранспорта будет расти, но он сомневается, что при нынешних темпах развития электротранспорта с учетом низкой базы разрабатываемая компанией зарядная инфраструктура окажется востребована в ближайшие годы. «Слишком высокая стоимость. Обычная стационарная зарядка сейчас в среднем стоит от 2 до 6 млн руб. Понятно, что коллеги хотят сыграть на том, что не надо прокладывать к ней мощный кабель, потому что стоимость прокладки кабеля, особенно через особо охраняемые и тому подобные территории никогда не окупится. И сама концепция действительно верная. Но пока что коммерческий транспорт на междугородних маршрутах в электросегменте у нас практически не представлен и вряд ли в ближайшие годы ситуация кардинально изменится. Поэтому в нынешней ситуации возврат инвестиций окажется слишком длинным: нужного количества транспорта просто нет», — поясняет эксперт.
Председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева тоже говорит о слишком высокой стоимости разработки из-за дороговизны накопителей электроэнергии. По ее оценке, зарядный хаб с емкостью накопителя 100 кВт ч и одним зарядным постом на 150 кВт будет стоить не менее 17 млн руб., а каждый дополнительный пост – еще в среднем по 3 млн руб. При этом в интенсивном режиме работы на трассе накопители будут быстро изнашиваться. «Поэтому если мы говорим о текущей реализации – я экономики в этом проекте не вижу. Если говорить о будущем, когда стоимость ячеек существенно снизится – такие решения, возможно, будут целесообразны, но их цена должна быть достаточно низкой, поскольку они будут быстро изнашиваться», — пояснила эксперт.
Она добавила, что сейчас на дорогах страны реализуются решения без использования накопителей. Такие станции уже установлены на трассе М-11 Москва-Петербурга. На трассе М-4 «Дон» к 2024 г. планируется установить 50 быстрых зарядных станций мощностью по 150 кВт на всем протяжении магистрали от Москвы до Сочи.
Бургазлиев отмечает, что среднее расстояние между городами составляет 350-450 км и оно позволяет заряжать электромобили на городских стационарных станциях. При этом он пока не видит целесообразности массовой установки зарядок на трассах. «Я считаю, что пока развитие электротранспорта будет актуально только в крупных городах – в миллионниках или с населением от 500 000 человек. Сейчас это, в основном, Москва и Петербург. Также инфраструктура востребована в Краснодаре и Сочи», — говорит эксперт, добавляя, что в остальных регионах, особенно зимой, использование и содержание электрокаров пока затруднительно.
Чтобы обычное зарядное устройство окупилось, на одну зарядку в городе должно приходиться 15-20 автомобилей, говорит эксперт. Гордеева со ссылкой на открытые данные сообщила, что на июнь в Петербурге насчитывалось 195 зарядных устройств, в Ленинградской области – еще 127. Таким образом, с учетом данных «Автостата» можно отметить, что существующего в Петербурге автопарка не хватает даже чтобы окупить уже установленные устройства.
В то же время Гордеева говорит, что несмотря на общее падение рынка новых автомобилей в России развитие электротранспорта продолжит активно развиваться, а значит востребованность зарядной инфраструктуры будет расти. Она напомнила, что в ближайшее время должны появиться новые модели российских электрокаров. В марте Минпромторг, Липецкая область и «Моторинвест» подписали первый в стране специнвестконтракт по внедрению производства электромобилей. Электрокары будут выпускаться под новым брендом Evolute, производственная линейка в 2022 г. будет состоять из пяти моделей. Еще одна компания – «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» — в этом году рассчитывает произвести первые 100 электрогрузовиков EVM PRO. Активно ввозят электромобили в страну и китайские производители. «Мы ожидаем российские разработки на дорогах, плюс китайский рынок так или иначе заменит определенный объем транспорта европейских поставщиков», — уверена она.