Смольный отдал приоритет дорогам вместо метро

В адресной инвестпрограмме на 2023 г. не распределили деньги на прокладку метрополитена, оставив строки с нулевым финансированием
Власти заложили в бюджет на 2023-25 гг. ежегодное финансирование строительства метрополитена в размере 30 млрд руб. /Freepik

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов на заседании законодательного собрания города 26 октября представил депутатам законопроект о бюджете на 2023 г. и плановый период 2024-2025 гг. По словам градоначальника, крупнейшая статья расходов будет направлена на развитие транспортной отрасли.

В следующем году общий объем доходов бюджета Петербурга должен составить 1,057 трлн руб., расходов – 1,17 трлн руб. Как рассказал Беглов, 23% средств будет направлено на финансирование транспортных проектов. В частности, в 2023-2024 гг. власти планируют открыть новую развязку ЗСД в районе Шкиперского протока, достроить и ввести Московско-Дунайскую и Витебские развязки, часть Шуваловского проспекта и второй этап Приморского шоссе с подключением делового квартала «Лахта-Центр». Напомним, что Витебская развязка в перспективе должна будет соединить ЗСД с будущей Широтной магистралью скоростного движения (ШМСД) – следующим перспективным городским проектом.

В адресной инвестиционной программе (АИП) на 2023 г. и на плановый период 2024-2025 гг., которая является одним из приложений законопроекта о бюджете, указано, что в следующем году на развитие транспортной системы города будет выделено 83,657 млрд руб., в том числе расходы на реализацию госпрограммы «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» составят 63,36 млрд руб. Кроме того, существенные суммы отдельными строчками выделяют на  инвестиции в ЗСД. Так, на подключение к Широтной магистрали, возведение развязок и другие направления развития ЗСД в общей сложности хотят потратить почти 13 млрд руб.

А вот с метро ситуация менее прозрачная. Беглов сообщил, что власти заложили в бюджет на 2023-25 гг. ежегодное финансирование строительства метрополитена в размере 30 млрд руб., но не уточнил, на что именно они будут потрачены в следующем году. Напомним, в сентябре прошлого года Беглов заявлял о том, что с 2022 г. благодаря поступлениям от «Газпрома» город будет ежегодно направлять на строительство новых линий и станций не менее 50 млрд руб. Но согласно последней версии АИП, в этом году объем средств на прокладку метрополитена составит лишь 30 млрд руб. В следующем году, исходя из слов Беглова, сумма также не увеличится.

Напомним, что в АИП на 2022 г., которая также прогнозировала затраты на 2023 и 2024 гг., были заложены многомиллиардные инвестиции на все три года. В том числе на перспективный период 2023 г. планировалось выделить более 13,5 млрд руб. на строительство Красносельско-Калининской линии от станции «Казаковская» до станции «Обводный канал 2» с электродепо «Красносельское», более 10 млрд – на строительство участка Невско-Василеостровской линии от «Улицы Савушкина» до «Зоопарка», еще 7,8 млрд – на Лахтинско-Правобережную линию от «Спасской» до «Морского фасада». Всего в прошлогодней версии программы в 2023 г. предполагалось направить на строительство метро 55 млрд руб. Но в новой версии АИП, которая стала приложением к законопроекту о бюджете на 2023-2025 гг., этих затрат уже нет — вместо них стоят нули.

На нулевые суммы обратил внимание и депутат от партии «Новые люди» Дмитрий Павлов. «Надеюсь, что ко второму чтению добавят программу финансирования развития метро, мы этого не увидели», — прокомментировал он во время первого чтения законопроекта.

Финансирование конкретных линий метрополитена может появиться в АИП как во время последующих чтений законопроекта, так и позже. В конце сентября в интервью телеканалу «Санкт-Петербург» вице-губернатор Алексей Корабельников объяснял, что АИП принимается как постановление правительства. Вносить в нее изменения можно и без корректировки закона о бюджете. «Такая тонкость позволяет нам гибко реагировать и мобильно перекидывать средства с одного объекта на другой», — комментировал чиновник.

Эксперты считают, что власти не торопятся уточнять суммы на развитие метро, пока не будут подведены результаты деятельности «Метростроя Северной столицы» (МССС) за текущий год. В прошлом году МССС стал правопреемником обанкротившегося «Метростроя» и заключил с властями контракт на 600 млрд руб. По оценке главного редактора проекта «Все о транспорте Петербурга» Владислава Булгакова, метростроители пока не успевают осваивать уже выделенные им средства, в связи с чем и происходят корректировки бюджета. Ранее «Ведомости» писали, что Смольный в рамках осенней корректировки предложил сократить расходы на прокладку линий метро в этом году на 17 млрд руб. и в то же время добавить «Метрострою Северной столицы» 14 млрд руб. на бюджетные инвестиции — выкуп оборудования и помещений.

Булгаков обращает внимание, что ситуацию со строительством подземки осложняет геополитическая обстановка. Сейчас МССС ведет работы только на Красносельско-Калининской и Лахтинско-Правобережной линиях. Для расширения объемов строительства необходимо дополнительное оборудование, в первую очередь, новые горнопроходческие щиты. Один из главных производителей горнопроходческого оборудования — Ясиноватский машиностроительный завод в ДНР. Сейчас предприятие испытывает трудности из-за проведения СВО. Альтернативным вариантом могла бы стать поставка щитов из Китая. «Но тут вопрос, насколько китайцы готовы. Все-таки есть вторичные санкции», — говорит Булгаков, добавляя, что в распоряжении МССС сейчас по сути осталось только то оборудование, которое выкупается правопреемником у компании-банкрота. Поэтому остается неизвестным, какую сумму в итоге МССС сможет освоить в этом и в последующих годах.

В то же время опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что Смольный в новом законе о бюджете четко расставил свои приоритеты: в ближайшие два года акцент будет сделан не на развитии метро, а на создании наземной инфраструктуры. Транспортный инженер Иван Вергазов подчеркивает, что на это указывает тот факт, что финансирование метро не растет, а сокращается.

Аналитик Freedom Finance Владимир Чернов считает, что приоритет Смольного в пользу наземных развязок продиктован необходимостью строить новые жилые кварталы, промышленные зоны и уменьшать пробки. Эксперт подчеркивает, что дорожные магистрали обходятся бюджету дешевле, чем прокладка метро. «С точки зрения логистики и бизнеса наземная инфраструктура для города гораздо важнее», — подчеркивает он.

Один из приоритетных проектов для Смольного сейчас — это ШМСД (продолжение ЗСД). Но Булгаков сомневается, что развитие широтной магистрали, к которому активно готовятся власти, решит стоящие перед городом проблемы. По его мнению, появление ШМСД существенно не изменит транспортное сообщение в городе. «Какие задачи решает широтная магистраль — не очень понятно. Разве что облегчает жителям Ленобласти проезд к деловым центрам Петербурга, но за деньги», — отметил он, добавив, что на фоне падения продаж автомобилей и растущих потребностей пригородов Петербурга в новых станциях метро актуальность ШМСД все больше снижается.