Зона платной парковки в Адмиралтейском районе начинает работу с 1 ноября
Чтобы отрегулировать трафик и окупить вложения, Смольному придется пойти на повышение тарифов, уверены экспертыС 1 ноября на 153 улицах Адмиралтейского района Санкт-Петербурга парковка становится платной. В районе оборудовали более 11 000 машино-мест, из них 1130 предназначены для людей с инвалидностью, рассказал заместитель председателя городского комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков. Всего же к концу года в Центральном и Адмиралтейском районах под платные парковки в общей сложности отдадут 364 улицы.
В следующем году Смольный расширит зону платной парковки уже на Петроградский и Василеостровский районы, а также на часть Калининского и Выборгского (под платные места задействуют улицы вокруг Финляндского вокзала и примыкающие к нему территории). В дальнейшем под платные места также создадут на Крестовском острове, а также в в Василеостровском, Выборгском и Калининском районах.
По словам Ваньчкова, тарифы на оплату машино-мест в ближайшие месяцы меняться не будут, в 2023 г. они сохранятся на уровне 2022 г. Для транспортных средств категории А и М тариф составит 39 руб. в час, 7965 руб. в месяц или 71 257 руб. в год. Для категории В — 100 руб. в час, 20 075 руб. в месяц или 179 580 руб. в год. Для иных категорий — 198 руб. в час, 39 822 руб. в месяц или 356 232 руб. в год. В то же время глава комитета уточнил, что после того, как власти закончат оборудование парковок по всему городу, тарифы могут быть пересмотрены. «Дальше, когда платная парковка станет повсеместной, когда будет понятно, как распределены транспортные потоки, данный вопрос будет рассматриваться. Тариф является одним из способов регулирования платной парковки», — прокомментировал чиновник.
В комитете финансов «Ведомостям» сообщили, что расходы на создание и эксплуатацию зоны Единого городского парковочного пространства (ЕГПП) в 2020 г. составили 59,5 млн руб., в 2021 г. — 273,2 млн руб. Из них на создание зоны ЕГПП потратили 132,7 млн руб., на проектно-изыскательные работы (ПИР) в Центральном, Адмиралтейском и Петроградском районах, строительно-монтажные работы (СМР) в Центральном районе (на 71 улице) и на эксплуатацию действующих мест — 140,5 млн руб. В 2022 г. расходы превысили 488,6 млн руб., из них на создание зоны ЕГПП пошло 295,4 млн рублей, на ПИР, СМР и эксплуатацию –193,2 млн руб.
Но самые большие затраты на оборудование платных парковок предстоят городу в следующем году. В 2023 г. планируется выделить из бюджета более 1,2 млрд руб., из них на создание зоны ЕГПП будет направлено 364,2 млн руб., на эти деньги будут проведены ПИР в Василеостровском районе и на Крестовском острове, а также в Выборгском и Калининском районах, СМР в Петроградском и Василеостровском районах и на Крестовском острове. Но сама большая сумма пойдет на эксплуатацию (на обслуживание уже работающих машино-мест — 913,7 млн руб.
Стоит отметить, что для городской казны создание парковок пока является выгодным мероприятием: все три года полученные доходы превышали понесенные затраты. Так, в 2020 г. доходы бюджета от предоставления мест на платной основе составили 127,4 млн руб. (в том числе доходы от выдачи парковочных разрешений – 7,9 млн руб.), в 2021 году — 283,6 млн руб. (31 млн руб. за разрешения). По итогам 9 месяцев 2022 г. городской бюджет уже пополнился на 617,3 млн руб., в том числе в части выдачи парковочных разрешений на 44,1 млн руб., сообщили в комитете.
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов говорит, что такая рентабельность будет не всегда, она может изменяться с годами. «Рентабельность себестоимости данного проекта выражается в отношении прибыли к закупочной стоимости. То есть в 2020 г. рентабельность составила 1,25, в 2021 г. она упала до 0,74, а в 2022 г. выросла до 1,12, но по итогам года вполне может обогнать 2020 г.», — подчеркнул эксперт.
В то же время главный редактор проекта «Все о транспорте Петербурга» Владислав Булгаков отмечает, что платная парковка приносит доход не во всех городах. Ее необходимо обслуживать, ставить и ремонтировать паркоматы, поддерживать порядок и платить обслуживающему персоналу.
Булгаков отмечает, что сейчас приведенные Смольным расчеты эффективности касаются, в основном, Центрального района, где большой трафик машин, многие приезжают в центр и оставляют свои автомобили на платной парковке. В Адмиралтейском районе же расположена, преимущественно, жилая застройка, там не так много офисных зданий и сотрудников, которым придется каждый день оплачивать парковочные места. «Рабочих мест там там не так много. А остальное – жилые дома. Многие просто оформят себе резидентные разрешения, а это всего 1800 руб. в месяц», — считает собеседник «Ведомостей», подчеркивая, что затраты на создание платной парковки в этом районе могут не окупиться.
По его мнению, чтобы окупить вложения, властям в итоге придется повышать цены на парковку. Сейчас она составляет всего 100 руб. в час для легковых автомобилей, что на фоне большого трафика на центральных улицах довольно мало. В Москве, например, тарифы на парковку устанавливаются в зависимости от загрузки улицы, на которой она расположена. Принцип расчета стоимости такой, чтобы не менее 10—15% мест всегда оставались свободными.
«В Москве есть парковки, где за час платят более 400 руб. Это касается зон с высоким трафиком движения, но даже при таких высоких ценах свободных мест не хватает. Когда-то Петербургу тоже придется к этому прийти к этому принципе», — уверен Булгаков.