Из Петербурга в Марсель отправили элемент для международного термоядерного реактора

Несмотря на вывод международного научного проекта из-под европейских ограничений без трудностей не обошлось
Со Средне-Невского судостроительного завода элемент для реактора сначала направят в морской порт Петербурга /Артем Гришков

Средне-Невский судостроительный завод совместно с АО «НИИЭФА» во вторник, 1 ноября, отправили из Петербурга для последующей доставки во Францию произведенный на предприятии элемент для Международного экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР). В России 200-тонную катушку полоидального поля PF-1 разрабатывали, строили и тестировали в общей сложности 14 лет (с 2008 г.).

ИТЭР – первый международный проект термоядерного экспериментального реактора нового поколения, который создается во Франции. В проекте участвуют семь основных партнеров: Россия, США, Китай, Индия, Япония, Республика Корея и Европейский союз. Предполагается, что термоядерный реактор даст первую энергию в 2025 г. Согласно открытым данным, общие вложения в проект оцениваются в 15-20 млрд евро, из них на ЕС приходится более 45% всех расходов. Остальные шесть государств поделили свои вложения примерно поровну — по 9%. При этом каждая страна вносит свой вклад путем строительства за свой счет отдельных элементов для общей конструкции.

Топливом для реактора должны стать дейтерий и тритий, первый получают из воды, второй — из лития. Энергию в реакторе будут создавать путем соединения двух веществ при нагреве до 300 млн градусов по Цельсию и поддержанием их в состоянии плазмы с помощью магнитной системы. Ученые планируют довести мощность ИТЭР до 500 МВт при затратах на выработку топлива в 50 МВт. Сейчас все существующие термоядерные установки потребляют энергии больше, чем выдают. В то же время ИТЭР должен дать энергии минимум в 10 раз больше, чем будет потреблять.

В пресс-службе частного учреждения Госкорпорации «Росатом» «Проектный центр ИТЭР» «Ведомостям» рассказали, что ИТЭР — глобальный научный эксперимент, он не принесет России какого-либо коммерческого успеха. «Его задача продемонстрировать научную и техническую осуществимость использования термоядерной реакции, термоядерного синтеза», — прокомментировал представитель компании. В то же время в центре отмечают, что технологии, разработанные для ИТЭР, российские ученые планируют применять и для внутренних целей (например, для создания других энергоустановок).

Руководитель проекта на Средне-Невском судостроительном заводе Владимир Вадатурский объяснил «Ведомостям», что катушка, произведенная предприятием, является крупногабаритным сверхпроводящим магнитом, который входит в общую магнитную систему ИТЭР и служит для удержания плазмы. По словам специального представителя Госкорпорации «Росатом» по международным и научно-техническим проектам Вячеслава Першукова, еще пять подобных катушек выполняются европейскими странами и одна — Китаем.

«Мы рассчитываем, что в 2025 г. будет получена первая плазма и дальше порядка 10 лет будет проходить отработка режимов, после чего будет получена уже полная плазма», — рассказал Вадатурский, добавив, что уже к 2050 г. может быть создан источник энергии, независимый от газа и угля. При этом ресурсом для него по сути будут вода и литий, из которых производят дейтерий и тритий.

Отметим, что несмотря на санкционный режим в отношении России, международный Совет ИТЭР не отказался от участия страны в многолетнем проекте. Россия также выполняет все обязательства перед международным проектом, несмотря на наложенные ограничения. «Все мы делаем одно общее дело, хотелось бы подчеркнуть, что 14 лет плодотворной творческой работы завершились. Мы отправляем сегодня катушку, это знаковое событие», — подчеркнул Першуков во время церемонии отправки.

Несмотря на то, что проект ИТЭР был выведен Евросоюзом из-под ограничений, России пришлось столкнуться с трудностями по доставке катушки в ЕС. Так, для ее транспортировки, скорее всего, будет привлечено судно под флагом третьей страны.

По словам Вадатурского, со Средне-Невского судостроительного завода элемент для реактора сначала направят в морской порт Санкт-Петербурга, откуда он уже отправится непосредственно во Францию. По словам собеседника издания логистический вопрос доставки катушки в целом уже согласован с европейской стороной, но допускает два варианта. Либо корабль с грузом пойдет напрямую из Петербурга в Марсель, либо в море произойдет перегрузка катушки на другое судно, которое сможет зайти во Францию не нарушая существующих санкционных ограничений.

По данным «РИА новости», всего Россия должна передать проекту ИТЭР 25 систем. Пока полностью поставили три из них: два сверхпроводника и катушку PF-1.