В Петербурге вырос спрос на новые и подержанные электромобили

Продажи новых электрокаров в октябре 2022 г. выросли в городе на 62,5%. Машины с пробегом тоже демонстрируют рост спроса
Опрошенные «Ведомостями» эксперты не спешат говорить о появлении ярко выраженного спроса на электрокары /Freepik

Спрос на новые электромобили в Санкт-Петербурге в октябре 2022 г. по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года вырос на 62,5%. В количественном выражении в октябре было продано 26 электромашин против 16 в октябре 2021 г., сообщили «Ведомостям» аналитики «Автостат инфо».

В то же время с января по октябрь 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи электромобилей в городе снизились, В этом году было продано 147 электрокаров, в прошлом — 163.

В соседней Ленинградской области продажи электрокаров с начала года, наоборот, выросли. С января по октябрь 2022 г. здесь было реализовано 24 электромашины против 18 за аналогичный период прошлого года. Среди жителей области наибольшую популярность получили Tesla – реализовано 16 машин, Volkswagen — 3, Ford, Hyundai, Audi и Porsche — по одному автомобилю. В октябре было продано 5 электромашин.

По данным «Автостат инфо», среди покупателей новых электромашин в Петербурге с января по октябрь 2022 г. популярностью пользовались Tesla — продано 59 авто, Audi — 26, Porsche — 12, Ford и BMW — по 7 машин. Стоит отметить, что в октябре наибольшей популярностью пользовались электрокары Tesla, BMW, а также китайские бренды BYD и Xiaopeng. На долю этих четырех марок пришлось 52% от всех реализованных электрокаров в городе.

На рынке подержанных автомобилей тоже наблюдается рост спроса. Так, по данным «Авито авто», в июле-сентябре этого года электромобили с пробегом в Петербурге и Ленобласти покупали на 73% чаще, чем за аналогичный период прошлого года. На долю электрокаров пришлось 0,2% от общего числа проданных автомобилей с пробегом в обоих регионах. Средняя стоимость электромобиля с пробегом в III квартале составила 3,1 млн руб. Самой продаваемой моделью электромобиля на рынке авто с пробегом в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по итогам III квартала стала Nissan Leaf.

Как отмечают эксперты «Авито авто», интерес к автомобилям с электрическим двигателем в России в последние годы растет. В 2021 г. на рынке автомобилей с пробегом продажи электромобилей выросли в 3 раза по сравнению с 2020 г. При этом в 2020 г. наблюдался двукратный рост по сравнению с 2019 г.

Несмотря на это, доля электрокаров в структуре рынка автомобилей в Санкт-Петербурге и Ленобласти остается небольшой. На два субъекта с января по октябрь 2022 г. пришлось 0,49% и 0,37% соответственно от всех проданных новых автомобилей. На подержанные электромобили — 0,2%.

В то ж время опрошенные «Ведомостями» эксперты не спешат говорить о появлении ярко выраженного спроса на электрокары в Петербурге и Ленобласти. Аналитик Freedom Finance Владимир Чернов указал на то, что в целом по итогам 10 месяцев в Петербурге произошло снижение продаж электромашин, оно связано с общим сокращением реальных доходов населения и экономической неопределенностью. Он напомнил, что с января по октябрь 2022 г. по всей стране наблюдалось резкое снижение продаж новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, что подталкивает потенциальных покупателей смотреть на машины различных видов на вторичном рынке. «В текущем году выросли продажи автомобилей с пробегом на фоне роста цен и формирования дефицита иностранных автомобилей после ухода бизнеса из России. Рост интереса также можно объяснить эффектом низкой базы, так как в прошлом году в этот период времени в России были локдауны», — рассказал эксперт.

Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев уточнил, что в количественном выражении цифры продаж электромашин остаются мизерными. Изменить эту ситуацию могут запущенные программы Минэкономразвития РФ по развитию электротранспорта в стране. «Самые полезные истории, которые могли бы подтолкнуть спрос на электрокары: бесплатный проезд по автомагистралям, бесплатные или с большим дисконтом парковки и налоги на транспортное средство. Если со временем введут ограничения или платный въезд в крупные города машин ниже евро-5, то владельцам электрокаров могли бы сделать въезд бесплатным», — говорит Бургазлиев.

Эксперты не исключают, что вводимые меры поддержки в перспективе действительно могут повлиять на рост спроса на электрокары. Напомним, премьер-министр РФ Михаил Мишустин 23 августа 2021 г. утвердил концепцию развития электротранспорта в России до 2030 г. Она будет реализована в два этапа: с 2021 по 2024 и с 2025 по 2030 г. К концу первого этапа планируется выпустить не менее 25 000 электромобилей и запустить в работу 9400 зарядных станций по всей стране. Общий бюджет концепции оценивается в 591 млрд руб. до 2030 г., из них 499 млрд руб. — внебюджетные источники. До 2024 г. на реализацию концепции направят 47,6 млрд руб., из них 9,6 млрд – из бюджета и 38 млрд – из Фонда национального благосостояния.