На Балтийском заводе спустили на воду атомный ледокол «Якутия»

Его передадут в состав флота в конце 2024 г.
«Якутия» и другие ледоколы серии 22220 заменят советские атомные ледоколы проекта 10520 и проекта 10580 /t.me/speakerzaks

На Балтийском заводе (входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации») 22 ноября спустили на воду третий серийный атомный ледокол «Якутия». Судно относится к универсальным ледоколам проекта 22220, которые строятся по заказу госкорпорации «Росатом». На данный момент ледокол стал самым большим и мощным в мире.

Генеральный директор ОСК Алексей Рахманов напомнил, что ледокол заложили на Балтийском заводе два с половиной года назад. По данным издания «Страна Росатом» (отраслевое СМИ «Росатома»), стоимость ледокола «Якутия» составила 51 млрд руб. По словам вице-премьера Виктории Абрамченко, «Якутия» станет самым экологичным судном этого класса.

«На ледоколах этой серии применяются безотходные технологии. Так, за время службы ядерной энергетической установки не требуется выносного блока. Кроме того, это защита от ионизирующего излучения, которая отсекает радиацию не только двух реакторов, но и солнечную. Внутри ледокола уровень радиации ниже, чем естественный радиационный фон», — рассказала она, добавив, что выбросы сажи от ледокола составляют всего 500 гр. в год. По сравнению с угольной котельной это «в 100 000 раз меньше».

Всего в рамках проекта 22220 в будет создано пять ледоколов. Головной корабль —  «Арктика» — был спущен на воду в 2016 г. Первый в серии —  »Сибирь» — в сентябре 2017 г. Как рассказал во время церемонии 22 ноября президент Владимир Путин, который принимал участие в режиме видеосвязи, ледокол «Урал» из этой же серии приступит к выполнению задач в декабре 2022 г. Ожидается, что ледокол «Чукотка» сдадут в 2026 г.,

В пресс-службе ОСК уточнили, что «Якутия» и другие ледоколы серии 22220 заменят советские атомные ледоколы проекта 10520 («Арктику», «Сибирь», «Россию», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы») и проекта 10580 («Таймыр» и «Вайгач»), срок эксплуатации которых уже истек или завершается в ближайшие годы.

Путин отметил, что суда такого высокого ледового класса имеют для России стратегическое значение. «Они нужны для изучения и освоения Арктики, для обеспечения безопасного, устойчивого судоходства в данном регионе, для увеличения перевозок по Северному морскому пути», — рассказал президент.

Напомним, что после начала СВО Евросоюз запретил судам под флагом России заходить в свои порты, поэтому развитие СМП стало для РФ стратегическим направлением. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в августе утвердил план развития Северного морского пути до 2035 г. Всего в него вошли более 150 мероприятий, затрагивающих помимо  создания ледокольного флота развитие инфраструктуры, разработку месторождений полезных ископаемых, пополнение группировки спутников и др. Общий объем финансирования составит почти 1,8 трлн руб.

В 2022 г. грузооборот по СМП ожидается в районе 34 млн т, что на 2 млн т больше планового задания, сообщил генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев. «По нашим оценкам, к 2035 году перевозки на Северном морском пути превысят 200 млн т, общий макроэкономический эффект превысит 33 трлн руб., и ожидаем соответствующие налоговые поступления свыше 13 трлн руб.», — добавил он.

Координатор экспертного совета ЭЦ ПОРА (проектный офис развития Арктики), доцент Института общественных наук РАНХиГС Александр Воротников рассказал «Ведомостям», что ледоколы проекта 22220, в частности, «Якутия» помимо транспортировки грузов по СМП смогут заходить в устья арктических рек. Их планируется привлекать в рамках реализации крупных арктических проектов компаний «Норникель», «Роснефть» и др. «Они смогут обеспечить круглогодичную навигацию в Западном районе Арктики. Регулярным рейсам по СМП, о которых говорят, как о реальных проектах, требуется ледокольная проводка», — подчеркивает эксперт.

Но полноценный запуск круглогодичной проводки по СМП планируется уже после спуска первого ледокола следующего поколения – проекта 10510 «Лидер». В 2020 г. Правительство РФ выделило 127,576 млрд руб. на строительство первого судна мощностью 120 МВт с ядерной силовой установкой. Главные задачи этих судов — обеспечение круглогодичной навигации. Первое судно «Россия» строят на дальневосточном судостроительном комплексе «Звезда». Он будет заниматься круглогодичным вывозом сжиженного природного газа с проектов «Новатэка» на Ямале и Гыданском полуострове. Всего планируется построить три ледокола «Лидер».