Петербуржцам показали новый аэропорт «Левашово»
Малый аэровокзальный терминал должен начать работу уже в декабре 2023 г., большой — в декабре 2024 г.Руководитель архитектурно-строительного бюро Ingmar Architects Ингмар Витвицкий на VIII биеннале «Архитектура Петербурга» представил проект аэропортового комплекса «Левашово», который разработало бюро по заказу компании «Газпром». Проект нового аэропорта был презентован для широкой публики впервые.
Напомним, что в октябре прошлого года Минобороны заключило концессионное соглашение с «Газпромом» о реконструкции военного аэродрома Левашово в Ленинградской области. Планируется, что взлетная площадка станет аэродромом для совместного базирования военной и гражданской авиации. Общий объем инвестиций в проект оценивался в размере 41 млрд руб., в том числе объем вложений по концессионному соглашению между «Газпром» и министерством должен составить 10 млрд руб. На эти деньги до конца 2022 г. планируется реконструировать взлетно-посадочную полосу длиной 2,6 км, построить технические сооружения и коммуникации.
Для чего будут использовать новый аэропорт
Строящийся аэропорт будут использовать как в военных, так и в гражданских целях. Из него будут выполняться международные и внутренние рейсы, а также военные полеты, поэтому у аэропорта предусмотрены две взлетно-посадочной полосы. ВПП будет соответствовать II категории точного захода, что позволит принимать гражданские самолеты Boeing 737-700, Boeing 737 BBJ, F-7X, F-8X, F-900, SSJ-100, Як-42, Ту-134 и др.
Для приемки гражданских пассажиров на аэродроме будут построены два аэровокзальных комплекса общей пропускной способностью 250 человек в час. Как рассказал Витвицкий, первый из них, пропускной способностью 50 человек в час, заработает уже в декабре 2023 г. Второй, основной терминал на 200 пассажиров в час должен начать работу через год – в декабре 2024 г. В данный момент уже практически закончено рабочее проектирование большого терминала, а малый находится на начальном этапе строительства, рассказал глава бюро.
«Планировочные решения предполагают развитие аэропорта, поэтому если пассажирские и грузоперевозки будут развиваться, планировки позволяют вместить и большее количество пассажиров», — отметил Витвицкий.
В общей сложности на территории аэропорта будет построено пять новых зданий: кроме двух терминалов это будет штаб-квартира компании «Газпром авиа», где сможет работать порядка 300 человек. Также будет построен профилакторий для летного состава на 38 человек и бизнес-центр на 300 человек. Для удобства пассажиров планируется сделать новый съезд с КАД.
Как подчеркнул Витвицкий, по требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) вновь строящиеся здания аэропортов «должны вмещать в себя лучшие мировые практики». В проекте нового аэровокзала предусмотрено применение солнечных батарей, использование воздуховодов с антибактериальной обработкой, мембранного покрытия внешнего корпуса аэровокзала и другие самые современные технологии, вплоть до вакуумной упаковки мусора. При этом в условиях санкционного давления на Россию заказчик (компания «Газпром». – «Ведомости») дал указание провести импортозамещение и практически полностью перейти на российских производителей, сообщил Витвицкий.
«Мы замещаем почти все. Усилиями российских компаний созданы программные продукты, которых раньше не было. Импорт не превысит 3-5% в общей стоимости», — рассказал он, добавив, что в аэропорту будет установлено не только отечественное оснащение, но и программное обеспечение. При этом импортозамещение не приведет ни к изменению сметной стоимости объекта, ни к увеличению сроков строительства, подчеркнул собеседник «Ведомостей».
Но опрошенные «Ведомостями» эксперты сомневаются, что у проектирвщика получится полностью заместить все необходимое для оснащения аэропорта оборудование российскими аналогами. А переход на азиатских поставщиков может привести к снижению качества закупаемой техники и к затягиванию сроков их поставок.
Президент группы компаний «Ирбис» (инжиниринговая корпорация, специализирующаяся на управлении инвестиционно-строительными проектами) Геннадий Киркин считает, что достичь уровня импортозамещения 95-97% при строительстве сложных инженерных сооружений пока невозможно. Он предположил, что некоторые импортные элементы для оснащения аэропорта сохранятся, но заказчик сменит поставщиков на страны Азии. «Но сделать это без потери качества не получится», — подчеркнул он.
Генеральный директор строительной компании «Стройкрафт» Николай Большаков отмечает, что сейчас можно говорить о возможности заместить порядка 90% материалов и комплектующих в рамках одного объекта. Оставшиеся 10% — это инженерное оборудование, которое возможно поставить в страну по схеме параллельного импорта, что может привести к удорожанию. «Высокотехнологичное оборудование – это история про параллельный импорт, и в любом случае поставка идет через третьи государства», — отмечает он.
Необходимость устанавливать российское программное обеспечение и оборудование для безопасности тоже может привести к удорожанию проекта. Указ президента от 30 марта 2022 г. обязал все российские аэропорты полностью перейти на отечественные разработки, так как они являются объектами критической информационной инфраструктуры. Но как отмечал гендиректор управляющей компании аэропорта «Пулково» «Воздушные ворота Северной столицы» Леонид Сергеев на форуме «Транспортная неделя 2022» 16 ноября, после ухода иностранных компаний российские производители авиационной отрасли заметно подняли цены. Если раньше рост цен в отрасли составлял 15–30% в год, в этом году цены выросли сразу в несколько раз, подчеркнул он.