Российско-индийское СП планирует локализовать в Петербурге выпуск лодок-амфибий

Производитель рассчитывает на поддержку властей города в поисках партнера и площадки
Амфибийные аэролодки Konkord с гибридными силовыми установками нового поколения были разработаны в рамках российско-индийского совместного проекта /IIAAT Holding JSC

Российско-индийская компания «Мипакт-миллениум холдинг» планирует локализовать в Санкт-Петербурге производство амфибийных аэролодок-вездеходов Konkord, предназначенных для пассажирских и грузовых перевозок, спасательных работ, а также экологического мониторинга. Об этом рассказал вице-президент Международного форума БРИКС, старший член правления Международного института передовых аэрокосмических технологий Сукрит Шаран на заседании профильной комиссии по инвестициям в петербургском заксобрании.

Амфибийные аэролодки Konkord с гибридными силовыми установками нового поколения были разработаны в рамках российско-индийского совместного проекта в 2017 г., два построенных судна на 10 и 4 пассажира были продемонстрированы в июне в Сколково на «Startup Village-2017», а в 2019 г. один из аппаратов презентовали в ходе первого Международного муниципального форума БРИКС в Санкт-Петербурге. Шаран рассказал, что сейчас «Мипакт-миллениум холдинг» (по 25% УК принадлежат гражданам России, Индии, индийской «Миллениум аэро дайнэмикс прайвит лимитед» и Санкт-Петербургскому государственному университету аэрокосмического приборостроения) ведет поиск партнера в Санкт-Петербурге для локализации производства. Проект также проходит согласование с городскими властями. Производитель рассчитывает на поддержку властей города в поиске подходящей технологической площадки.

Инвестиции в локализацию на первом этапе оцениваются в 350 млн руб., рассказал Шаран. Но он не уточнил, какой уровень локализации и какие именно блоки судов планируется производить силами местного партнера. Мощность будущего производства также пока не раскрывается. Средства на запуск проекта планируется получить от одного из венчурных фондов и Нового банка развития – международной организации, которая финансирует инфраструктурные проекты, а также проекты устойчивого развития в государствах БРИКС.

Шаран подчеркнул, что полная локализация производства пока не рассматривается: часть компонентов продолжат поставлять из Индии, чтобы не увеличивать конечную стоимость техники. После локализации цена итак вырастет на 15-18%, рассказал он. Но даже с учетом роста себестоимости на российском рынке цена останется конкурентной, говорит Шаран: «В настоящее время конечная цена данной аэролодки, произведенной в Индии, составляет 3 млн руб. В то же время стоимость аналогов западного производства начинается от 15 млн руб.».

Разработчики проекта уверены, что амфибийная аэролодка, которая разрабатывалась для перемещения в сложных условиях, в том числе по воде или льду, будет востребована в России. С точки зрения разнообразия климатических зон Россия и Индия имеют точки пересечения, так как ряд индийских штатов также подвержены сильным снегопадам. Лодка оснащена динамической воздушной подушкой, которая приводится в движение бензиново-электрическим мотором, есть надувной и беспилотные варианты продукции.

Представитель компании-производителя надувных лодок «Тайм триал» Дмитрий Никитин считает проект перспективным. «Что касается рынков сбыта, то лодки могут использоваться на частных туристических объектах, включая базы отдыха, но многое будет зависеть от конечной цены и возможности приобрести транспорт в рассрочку», — говорит он. Стоимость в 3,5 млн руб. эксперт оценивает как невысокую для такой техники и доступную для потенциальных частных потребителей. Если же говорить о возможности поставок для государственных заказчиков, то, по его мнению, производителю возможно придется менять технические характеристики под требования госзаказчиков.

Доцент факультета безопасности и таможни СЗИУ РАНХиГС Владимир Николаев отмечает, что ниша для сбыта подобного вида судов освободилась после ухода с рынка продукции европейских и японских компаний. Но проект может столкнуться с логистическими трудностями при поставках отдельных узлов из Индии в Россию.

Шаран не исключает, что проект может столкнуться с трудностями логистики. По его мнению, выходом может стать осуществление регулярных поставок деталей по коридору «Север-Юг». Летом этого года судоходный флот Ирана успешно завершил прохождение по пробному маршруту и начал регулярный транзит товаров из Индии в Россию и обратно, писала «Российская газета». Но как отмечает Николаев, пока по коридору осуществляются разовые перевозки и нет понимания, смогут ли они стать потоковыми.

Председатель комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству петербургского заксобрания Ирина Иванова в беседе с «Ведомостями» отметила, что власти Петербурга, перед тем как согласовать реализацию совместного проекта по выпуску аэролодок, также должны провести оценку, не создаст ли проект конкуренцию петербургским производителям, в частности судостроительному заводу «Пелла».