«Метрострой Северной столицы» объявил конкурс на покупку двух горнопроходческих щитов

Новое оборудование требуется для строительства Красносельско-Калининской и Фрунзенско-Приморской линий
Ближайшее открытие новых станций в городе запланировано на 2024 г. /https://t.me/stroimmetro

«Метрострой Северной столицы» 12 января разместил на сайте госзакупок конкурс на покупку двух горнопроходческих щитов и укладчиков тюбингов для строительства новых линий метро. Стартовая цена контракта — 2,372 млрд руб., указано в конкурсной документации.

Один из щитов диаметром 5,63 м предназначен для строительства Красносельско-Калининской линии от станции «Казаковская» до станции «Обводный канал-2» и от станции «Казаковская» до станции «Сосновая поляна». Второй щит аналогичного размера будет выполнять горнопроходческие работы на Фрунзенско-Приморской линии от станции «Комендантский проспект» до станции «Шуваловский проспект».

Также среди другого необходимого оборудования в закупке значатся несколько укладчиков тюбингов (служат для монтажа сборных тоннельных обделок кругового очертания) и укладчики для сооружения наклонных эскалаторных тоннелей. Срок поставки оборудования — 26 месяцев с момента получения заявки.

«Поставляемый товар должен быть новым (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен), без повреждений и дефектов, свободным от прав третьих лиц, выпуска не ранее 2022 года. Весь поставляемый объем товара должен быть от одного производителя», — сообщается в документах закупки.

В конкурсной документации также указано, что источником финансирования являются бюджетные инвестиции. Напомним, что в 2022 г. Смольный выделил «Метрострою Северной столицы» бюджетные инвестиции в размере 14,148 млрд руб. Из этой суммы на 6,26 млрд руб. компания должна была погасить кредиты и займы перед ВТБ и ООО «Таск». Еще 3,37 млрд руб. пойдут на приобретение единого производственно-технологического комплекса обанкротившегося «Метростроя». Кроме того, 4,5 млрд руб. МССС может потратить на покупку техники, в том числе на выкуп у «Метростроя» и «СМУ-9 Метрострой» негорнопроходческого оборудования.

Как рассказывали «Ведомостям» в компании в 2023 г., МССС помимо выкупа имущества «Метростроя» планирует закупать и новое оборудование. В общей сложности приобрести 759 единиц техники, включая два новых горнопроходческих щита, 46 укладчиков, электровозов, погрузчиков и конвейеров, 61 единицу техники для производства бетонных работ, 29 электрогидравлических роботов-разрушителей, породопогрузочных и подъемных машин и другое оборудование. В пресс-службе компании сообщали, что причиной массовой закупки оборудования являются масштабные планы по возведению 21 станции метро в горизонте до 2032 г.

По мнению опрошенных изданием экспертов, при закупке новой техники компания столкнется с существенными трудностями. До конца февраля 2022 г. основным экспортером тоннелепроходческих щитов была Германия. В новых условиях МССС может рассчитывать либо на поставщиков из Китая, либо на Ясиноватский машиностроительный завод. Однако последний расположен в ДНР и находится в зоне проведения СВО, что существенно затрудняет его работу.

При этом в собственности МССС есть один выкупленный у старого «Метростроя» щит, еще пять находятся в аренде. Но как прокомментировали в компании, без новых щитов для строительства всех запланированных на сегодняшний день линий не обойтись. На данный момент ближайшие работы с использованием горнопроходческого щита «Надежда» запланированы на весну 2023 г., его будут использовать при строительстве Невско-Василеостровской линии метро.

Последний раз в Северной столице новые станции метро открывались в 2019 г.: «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Ближайшее открытие новых станций запланировано на 2024 г.: это «Горный институт», «Юго-Западная» и «Путиловская». Строящаяся станция «Театральная» до 2026 г. (до открытия наземного вестибюля) будет работать как транзитная для поездов оранжевой ветки.